Юный Натуралист 1980-09, страница 33

Юный Натуралист 1980-09, страница 33

31

щалось на глазах. Прыжок — и гепард, словно ракета, летит вперед, поджав ноги к туловищу. Приземляясь, он разбегается и снова оказывается в воздухе. Прыжок — и передние лапы кошки валят на землю молодую безрогую самочку. Недолгая борьба — и жертва повержена.

Но победа эта далась гепарду нелегко. Кошка не набрасывается сразу на добычу, а, тяжело и часто дыша, укладывается рядом. Минут пятнадцать прошло, прежде чем дыхание, нарушенное скоростным бегом, пришло в норму.

Теперь гепард садится на задние лапы и начинает отрывисто выть. Повоет-повоет, подпрыгнет на месте, как бы отыскивая что-то впереди, и вновь подаст голос.

им доверием, когда у нее появилось потомство,— продолжает Джой.— Через несколько дней после родов она пожаловала в лагерь, потерлась о мои ноги, а затем, ухватив зубами за платье, потянула меня в буш. Подведя к поваленному дереву, она показала мне своих крохотных пушистых котят. Это доверие ко мне было тем ценнее, что Пиппа боялась за своих первенцев. За первые шесть месяцев она раз двадцать перетаскивала котят из одного места в другое. Вдагов у гепардов много, и в первую очередь, к сожалению, человек. Из-за ценной красивой шкуры браконьеры не щадят этих грациозных кошек. В результате гепард, который раньше был здесь чуть ли не самым распространенным хищником, делается самым редким.

Антилопа импала.

— Она зовет на трапезу своих котят, спрятавшихся среди скал,— объясняет миссис Адамсон.— Вообще о повадках гепардов было известно очень мало. Именно это и подтолкнуло меня заняться Пиппой. Ее принесли мне восьмимесячным котенком. В отличие от львов, которым свойственна общительность, с гепардами трудно наладить контакт. Это очень скрытные, замкнутые животные. Многое в их поведении остается загадкой. И, честно говоря, когда Пиппа подросла и я выпустила ее на свободу, никакой уверенности, что она будет продолжать нашу дружбу, у меня не было.

Однако опасения Джой не оправдались. Вскоре Пиппа пришла проведать своих бывших хозяев, потом прибежала, спасаясь от леопарда, затем просто так.

— Особенно растрогала меня Пиппа сво-

Прощаясь с нами, Джой Адамсон рассказывала, что на денежные средства, полученные ею от издателей и кинокомпаний, она хочет создать неподалеку от Меру новый национальный парк — Шамба, в котором охране гепардов и леопардов будет уделяться особое внимание.

Это свое желание она исполнила. В 1979 году кенийская печать сообщила, что число особей гепардов в Шамба за последние десять лет возросло почти в три раза. «Пятнистые сфинксы> не исчезнут с лица земли. И в этом немалая заслуга Джой Адамсон, замечательного натуралиста, художника и писателя, отдавшей всю свою жизнь благородному делу борьбы за охрану природы.

ОКСАНА КУЛИК Рис. Д. Адамсон