Юный Натуралист 1980-11, страница 23

Юный Натуралист 1980-11, страница 23

21

мик. А вот в трудах Гиппократа, знаменитого древнегреческого врача, нет даже упоминания об этой ужасной болезни. Хотя он немало путешествовал и, вероятно, сталкивался с заболеванием оспой, но у себя на родине он таких больных не наблюдал.

В Европу оспу занесли сарацины лишь к VI веку нашей эры. Но наибольшее распространение она получила во время крестовых походов. Рыцари-крестоносцы, возвращаясь на родину, привозили домой возбудителей оспы. Эпидемии разражались одна за другой. Особенно опустошительными они стали в XVI — XVIII веках. Проникая в новый район, оспа валила практически все население, а умирало от нее временами больше половины заболевших. В этот период оспа почти ежегодно уносила в Европе до полутора миллионов человек. Проникнув в Исландию, она уничтожила четверть всего населения островного государства, а в Ирландии — значительно больше половины. Конечно, в первую очередь оспа косила беднейшую часть населения, живущую в антисанитарных условиях. Не обходила стороной и дворцы. От нее умерли Вильгельм II Оранский — штатгальтер Нидерландов, австрийский император Иосиф I, короли Франции Людовик XIV и Людовик XV, русский император Петр II.

Испанские конкистадоры завезли оспу в Америку и даже пользовались ею как бактериологическим оружием в истреблении индейцев. Захватчики специально не уничтожали одежду и одеяла умерших от оспы людей. Индейцы охотно забирали изделия из диковинных тканей. И среди аборигенов Америки вспыхивали эпидемии. Только в 1520 году оспа унесла в Мексике 3,5 миллиона человеческих жизней, а в 1576 году опустошила не очень густо населенное Перу, погубив свыше двух миллионов человек. На Американском континенте от оспы вымирали целые племена и народности.

До России оспа добралась в XV веке. В 1610 году ее завезли в Сибирь, и здесь она произвела настоящее опустошение, истребив около трети населения. С тех пор болезнь прочно прижилась в нашем государстве, унося в иные годы до двух миллионов человеческих жизней.

От черной смерти не было спасения, никакие способы, никакие лекарства не помогали. Не спасали мольбы и молитвы, обращенные к защитнице от оспы китайской богине Доу-Чжень-нян-нян, ни человеческие жертвоприношения индийской богине Мариатали. Однако уже в далекой древности, не менее 5 тысяч лет назад, люди заметили, что человек, благополучно перенесший оспу, больше никогда ею не заболевает. Это знали повсеместно, недаром у нас в Сибири шаманы выжигали на теле

людей шрамы наподобие оспин, стараясь обмануть таинственные силы, несущие болезнь и смерть.

Впрочем, в тех странах, где оспа гнездилась тысячелетиями, понимали, что болезнь возникает не от злых духов, а передается от человека к человеку. На 10 — 13-й день после контакта с больным у человека резко поднимается температура до 39 — 40 градусов, возникает сильная головная боль и боль в пояснице. На 3—4-й день температура падает, боли прекращаются, кажется, что болезнь отступила. Но это не так. Именно в это время сначала на лице, потом на теле, а к шестому дню болезни и на конечностях выступает сыпь, которая позже превращается в пузырьки. Что-то похожее происходит в носу, во рту, в глотке. Становится тяжело дышать, больной не может есть, ему трудно глотать. Снова поднимается температура. К 15 — 16-му дню болезни гнойнички подсыхают, покрываются корочками, которые постепенно отпадают, оставляя после себя рубцы-оспины.

Даже во время крупных эпидемий часть людей болела легкой формой оспы. При этом сыпь высыпала мелкая, скудная и часто даже не оставляла рубцов. Между тем, и эти больные приобретали невосприимчивость к оспе и больше этой болезнью никогда не болели. Вполне естественно, что у медиков родилась идея заражать здоровых людей от больных легкой формой оспы, чтобы предохранить их от заболевания более тяжелыми, смертельными формами болезни. Так, почти 5 тысяч лет назад родилась идея прививок от инфекционных заболеваний.

Трудно сказать, было ли открытие способа предупреждения оспы заслугой какого-то одного народа, или люди каждой страны доходили до него самостоятелно. Во всяком случае, различные варианты этого метода были распространены повсеместно.

Крупный рогатый скот, который, как и люди, заражается оспой, тоже старались предохранить от заболевания. Павших коров вскрывали и испачканным кровью ножом делали надрезы на хвосте здоровых животных.

Заразное начало брали всегда от легких больных. В ряде случаев его всячески старались ослабить. Жидкость, взятую из оспин, сушили или выдерживали несколько лет. Тем не менее у некоторых искусственно зараженных людей болезнь протекала в тяжелейшей форме. Примерно 2 человека из каждых 100 умирали, а еще несколько оказывались на всю жизнь обезображенными оспой. Кроме того, вместе с оспой переносились такие опасные болезни, как туберкулез. Но поскольку другого способа спастись от оспы не было, метод искусственного заражения слабой формой болезни был распространен повсеместно.