Юный Натуралист 1980-11, страница 31

Юный Натуралист 1980-11, страница 31

29

Машина, миновав окраины города и несколько прилежащих селений, стала подниматься в горы. Справа вплотную к дороге подступали скалы, слева они круто обрывались ущельем. В одном месте рядом с дорогой была естественная смотровая площадка. Мы вышли из машины. Подступавшие к дороге склоны были покрыты густым лесом. Высоко поднимались огромные, толщиной в два обхвата буки. Тонкие стволы лавровишен вытягивались на 6—10 метров и там раскидывали свои кроны густо и широко. Местами рос дикий инжир и грецкий орех. Корявые ветви самшита, поросшие мхом и лишайником, переплетаясь с тонкими и гибкими ветвями рододендрона и ежевикой, образовывали в нижнем ярусе почти непроходимый заслон.

Нужно было ехать дальше, и через час мы были на месте. Уже издали я увидел обезьян — они кормились в роще за излучиной реки. Сидели на ветках лавровишни и, обрывая листья, ели их. На фоне серых веток и зеленой листвы отчетливо выделялись бурые, с оливковым оттенком спины гамадрилов. На толстой суковатой ветке сидел вожак. Его легко было отличить от других обезьян по серебристому плащу — густой гриве, прикрывающей всю верхнюю часть тепа. Собственно, из-за этой гривы-пла-ща павианы гамадрилы и получили одно из своих многочисленных имен — плащенос-ные павианы.

Гамадрилы давно уже известны человеку. В Древнем Египте они почитались как священные существа. Гамадрил в Древнем Египте олицетворял бога Луны, Мудрости и Здоровья. Умерших обезьян мумифицировали и хоронили по специальному обряду. До наших дней сохранились такие мумии. Возраст некоторых из них исчисляется почти в 4 тысячи лет.

Гамадрилы принадлежат к роду павианов семейства мартышкообразных обезьян. Это типично наземные обезьяны. Они хорошо бегают и пазают по скалам. Но при случае могут забраться на деревья и чувствуют себя на них довольно уверенно.

Размером гамадрилы с крупную собаку. У них густая шерсть и характерная дпя всех павианов вытянутая, как у собаки, морда, за что павианов иногда называют собакоголо-выми обезьянами. Как у всех мартышкообразных, у гамадрилов есть защечные мешки, в которых они запасают пищу. Еще одна приметная особенность гамадрипов — огромные ярко-красные седапищные мозопи.

Живут гамадрилы стадами, насчитывающими порой до семисот обезьян. Большие стада включают в себя несколько более мелких стад, обычно по сто — сто пятьдесят животных. А эти малые стада, в свою очередь, разбиты на мелкие группы, которые состоят из одного самца-вожака и нескольких самок с детенышами. У каждого круп

ного стада есть своя территория площадью в два-три квадратных километра, иногда побольше. Целыми днями обезьяны бродят ло своим владениям в поисках пропитания. Сочные пподы, молодые побеги, листья деревьев и кустарников, семена, корни трав — все они едят. При случае гамадрилы не упускают возможности полакомиться мелкими птицами или их яйцами, ящерицами, насекомыми.

Ближе к вечеру обезьяны забираются на скалы и устраиваются на ночлег. Спят сидя. Толстые роговые подушки — седалищные мозоли предохраняют их от простуды (ночью в горах скалы очень холодные), а днем спасают от ожогов нагревшихся камней. Во время ночевок обезьяны тесно прижимаются друг к другу, сохраняя таким образом теппо. Малыши спят, удобно устроившись на груди у матери.

Во главе стада гамадрилов стоит вожак — самый сильный и агрессивный самец, который в схватках с другими соплеменниками доказал свое превосходство и право командовать остальными.

Вожак выбирает места для кормежки и ночлега. При необходимости вмешивается в стычки, которые возникают между обезьянами.

Родина павианов гамадрилов — Африка. Здесь они водятся на территории Эфиопии, северного Сомали, северо-восточного Судана. Встречаются они на Аравийском полуострове.

На Черноморском побережье Кавказа в городе Сухуми около пятидесяти лет назад был создан питомник обезьян.

Из Африки сюда доставили четырех шимпанзе и нескольких гамадрилов. Работники питомника начали исследования по акклиматизации и разведению обезьян в условиях наших субтропиков. И теперь можно определенно сказать — эти исследования увенчались успехом. В Сухумском питомнике живет уже шестнадцатое поколение родившихся и выросших здесь гамадрилов. На базе питомника проведено много важных медико-биологических исследований. Продолжаются опыты по акклиматизации обезьян, но теперь уже в условиях полувольного и вольного содержания.

Семь лет назад стадо гамадрилов выпустили на волю в горных лесах, в двадцати пяти километрах от Сухуми. Место искали с таким расчетом, чтобы обезьяны свободно жили в лесу, были доступны для наблюдений и не смогли уйти с этой территории. Выбрали участок леса, ограниченный горной речкой, через которую не могли переправиться обезьяны, и высокими горами.

Научных работников интересовало: сумеют ли гамадрилы жить в лесах Кавказа, в непривычном дпя них климате, где хоть и теплая, но все же бывает зима, а порой выпадает даже снег! Чем обезьяны будут пи