Юный Натуралист 1981-02, страница 19

Юный Натуралист 1981-02, страница 19

ВСЕГО ОДИН ПРОЦЕНТ

Ехать пришлось недалеко. Поселок Нем-чиновка оказался совсем рядом с Москвой. Вот и нужное мне здание — Научно-ислледо-вательский институт сельского хозяйства центральных районов нечерноземной зоны. Преодолевая один этаж за другим, захожу в лаборатории, различные отделы, разговариваю с учеными. Тема бесед серьезная: новые сорта сельскохозяйственных культур. Звучали слова: «центнеры», «гектары», «урожайность».

И вдруг в какой-то момент совершенно неожиданно я перестала слышать собеседника (благо все записывал магнитофон): меня обступили воспоминания. В памяти всплыло детство, послевоенные годы. Я увидела себя, маленькую девочку, в солнечный день. На руке сидит красный с черными точечками жучок, и я совершенно серьезно прошу его: «Божья коровка, принеси мне хлеба, черного и белого, только не горелого». Я вспомнила, как мы, дети, зажав в руке карточки, ходили получать по ним хлеб. Как несли его за пазухой — теплый, необыкновенно пахучий, домой и, глотая слюни, ждали, когда мама отрежет всем по кусочку. Теперь, став взрослыми и собираясь вместе, мы с сестрой иногда подшучиваем над братом: «Может, сменишь профессию и осуществишь свою детскую мечту?» В те голодные годы, если его спрашивали, кем он станет, отвечал: «Директором булочной».

Вспомнился и такой эпизод. Лет пять назад во время командировки в Ленинград меня пригласили в гости. Известные ученые, интеллигентные люди, они прекрасно знали, какими приборами надо пользоваться, как вести себя за столом. И вдруг я заметила, что хозяйка дома машинально подбирает со скатерти каждую упавшую крошку хлеба и отправляет ее в рот. Мне стало ясно: эта женщина перенесла блокаду.

Наша страна давно залечила раны, нанесенные войной. Теперь дети растут, не подозревая, что может не быть хлеба.

На нашей планете возделываются различные зерновые культуры, но главными считаются пшеница, рис, кукуруза. Пшеницей питается около трети населения Земли, и в СССР это основная хлебная культура. Однако если бы сравнительно недавно мы посмотрели на нашу страну сверху, то обнаружили бы, что золотистых полей много в степных районах: в Западной Сибири, K.viax-1 гане, Поволжье, на Украине, в Краснодарском крае. А в центральных обла ях России, в Нечерноземье пшеницы почти не увидели бы. Здесь росли так называемые серые

25

хлеба: ячмень, овес, рожь. Партия и правительство много делали и делают для развития этого района. Вот что говорил товарищ Л. И. Брежнев на совещании в ЦК КПСС, обсуждавшем проблемы развития Нечерноземной зоны РСФСР: «...Можно без преувеличения сказать, что интенсификация сельского хозяйства позволит значительно поднять производительные силы этой зоны, по существу, как бы освоить новую целину в европейской части Советского Союза.

Вот почему ускоренное развитие нечерноземной зоны вырастает в крупную общегосударственную задачу. Успешное ее решение даст возможность не только преобразовать этот район страны, но и будет способствовать дальнейшему подъему всего нашего сельского хозяйства, я бы сказал — всей советской экономики».

В десятой пятилетке на преобразование нечерноземного края была выделена огромная сумма — 35 миллиардов рублей. Но как бы хлеборобы ни заботились о земле, добиться максимальной отдачи с каждого гектара невозможно, если нет высокоурожайных зерновых культур.

Нелегок труд воспитателей растений, конструкторов хлебного колоса. Это я поняла, слушая кандидата биологических наук Нину Сергеевну Щеглову. Она рассказывала о пути, который был пройден, прежде чем удалось получить новый сорт пшеницы «Москов-ская-35».

Произвели тысячи комбинаций. А что, если скрестить яровую пшеницу с озимой, имеющей несколько стеблей с многозерными колосьями? Но какие взять сорта? Окончательный выбор пал на знаменитую «Безостую-1» и «Минскую», которые возделывали в Нечерноземье.

«Московская-35» по урожайности в среднем превышает сорт высеваемой в Нечерноземье пшеницы «Краснозерной» на 10 центнеров с гектара. Однако при благоприятных условиях, в том числе погодных, она способна давать до 70 центнеров, то есть вдвое выше старых сортов. Хотя «Москов-ская-35» предназначалась для центральных районов нечерноземного края, ее испытывали и в других местах нашей страны. Ее высевали и в засушливые и во влажные годы, и везде она занимала одно из первых мест среди всех испытываемых сортов по урожайности. Сейчас «Московская-35» возделы-вается на полях Нечерноземья, Поволжья, Урала, Удмуртии, Оренбургской области, Татарии, Башкирии. От ее внедрения получен экономический эффект свыше 300 миллионов рублей.

Но как бы ни были хороши яровые пшеницы, основным кормильцем всегда был и остается озимый хлеб. Человечеству с давних пор не дает покоя мысль: вырастить пшеницу, не боящуюся морозов, заболеваний и с зерном отличного качества. Многие селекционе-

в стране

ры пытались получить чудо-растения. Один из них академик Н. В. Цицин. Именно ему пришла в голову необычная идея: скрестить пшеницу со злейшим ее врагом — пыреем, сорняком. Но почему из великого множества растений был выбран сорняк, латинское название которого — агропирум, что в переводе означает «огонь полей»? Этот злак обладает многими свойствами, которые не мешало бы иметь пшенице. Он прекрасно переносит 50—55-градусные морозы, редко болеет, а в зерне его содержится 28—30 процентов белка — в два раза больше, чем в лучших сортах пшеницы.

В Научно-исследовательском институте сельского хозяйства центральных районов нечерноземной зоны работа по скрещиванию пшеницы с сизым пыреем началась еще в сороковые годы. Доктор биологических наук, профессор Григорий Данилович Лапченко рассказывает: «Работа эта очень сложная. Ведь селекционеру нужно породнить растения, относящиеся к двум разным родам: пшеницу и пырей. Первая огромная преграда — бесплодие гибридов. Но мы преодолеваем это.

Работа по получению гибридов не только сложная, но и трудоемкая. Справиться с ней нам помогают ребята из Немчиновской средней школы. Каждое лето они приходят на наши опытные поля, делянки. Удаляют у пшеницы тычинки, потом изолируют колос, а через два-три дня на рыльца наносят пыльцу пырея. Лучше всего эта кропотливая работа удается девочкам. Осенью видны результаты нашего общего труда. Появляются семена. Щуплые, маленькие, они непохожи ни на пшеницу, ни на пырей. На следующий год мы их высеваем, вырастают растения. Вот они-то и бесплодны, в пыльниках почти не образуется пыльцы. Ребята помогают нам их опылять теперь пыльцой пшеницы. Чтобы получить одно зерно, надо опылить 400 цветков. А гибриды второго поколения уже самоопыляются. Выглядят они по-разному. Колосья бывают похожи то на пырейные, то на пшеничные или на что-то среднее между теми и другими. Гибриды же третьего поколения имеют много колосьев пшеничного типа. А дальше производится только отбор нужных растений)».

Давно прошли те времена, когда селекционеры работали в одиночку. Теперь они трудятся вместе со многими другими специалистами. Наиболее тесное содружество у них с генетиками, физиологами и цитологами. Но