Юный Натуралист 1981-09, страница 47

Юный Натуралист 1981-09, страница 47

46

скоро понял, что ничего у него не выйдет: кольцо не расклевать — и успокоился. Подошел к разбитому и выпитому им яйцу, сунул в него клюв и просительно посмотрел на человека: мол, еще хочу. Но человек яйца ему не дал. И ястреб весь вечер и всю ночь просидел голодный.

Утром в сарай снова пришел человек, но уже не один, а с темно-рыжей вислоухой собакой. Ястреб видел собак и раньше, поэтому нисколько не испугался. Он сидел на жердочке, не шелохнувшись, и только переводил взгляд своих круглых оранжевых глаз с человека на собаку.

Человек показал яйцо. Ястреб смело подлетел, чтобы расклевать его и выпить. Но человек быстро спрятал яйцо в карман, а ястреба поймал на цепочку. И надел ее на руку в толстой кожаной рукавице. Ястреб вцепился когтями в рукавицу, клюнул несколько раз. Рукавица показалась ему невкусной, и он затих. Только вертел головой по сторонам.

— Теперь будем учиться, дурашка! — ласково произнес человек, привязывая к цепочке длинный шнур и выходя на улицу. Там он на глазах ястреба дал собаке понюхать яйцо, затем, накрыв голову ястреба платком, спрятал яйцо в густой траве и отошел от этого места подальше. Снял с головы ястреба платок. Собаке сказал:

— Вперед, Боб!

Собака, нюхая траву, подбежала к месту, где лежало яйцо, и встала как вкопанная — сделала стойку.

— Ну, давай ты! — сказал человек, стряхивая ястреба с руки.— Посмотрим, на что ты способен.

Ястреб взмыл вверх, немного пролетел, увидел возле собаки белевшее яйцо и стремительно опустился на него. За ястребом тянулся шнур. Когда человек подошел, ястреб и не думал взлетать.

— Умница! — сказал человек. Отобрав у ястреба проклюнутое, еще не выпитое яйцо, дал ему кусочек нежирного мяса. Ястреб мгновенно проглотил его и уставился просящим взглядом на человека.

— Нет, миленький, заработай! — сказал тот.

Человек хотел убедиться в выучке ястреба и повторял затею с яйцом. Каждый раз ястреб безошибочно находил его и получал за это кусочек постного мяса. Он привык, что его ожидало приятное, когда собака делала стойку. Один раз даже схватил цыпленка, который отстал от клуши и неистово орал перед опешившим псом. Цыпленок едва остался жив, но человек и за это дал ястребу кусочек мяса.

— Послезавтра, дружок, пойдем за перепелками. Не обижайся, придется немного поголодать,— пообещал человек, отпуская ястреба в сарай.

Ястреб просидел в сарае две ночи и день. Страшно проголодался, а потому был злой. Но когда рано утром он увидел человека и со

баку, то злость у него прошла. Он от нетерпения стал летать по сараю, позвякивая цепочкой.

— Хватить дурачиться, иди ко мне! — приказал человек и показал ястребу совсем крохотный кусочек мяса. Ястреб тут же сел на кожаную руку и съел мясо.

Человек в кожаной шляпе с ястребом на вытянутой руке и темно-рыжая собака пошли за деревню, где зеленым бархатистым ковром расстилалось клеверное поле, в котором любили кормиться и укрываться от врагов перепелки во время перелета. Человек не раз ходил на это поле с ружьем и собакой. Собака, отыскав перепелку, делала стойку. Но пока охотник подходил на выстрел, перепелка перебегала на другое место, затаивалась, и стрелять было не в кого. Собака снова отыскивала птицу, но та, вспорхнув, падала в густой клевер и пряталась. Охотник опять не успевал' выстрелить.

Сейчас человек шел на охоту без ружья. С голубого неба светило неяркое утреннее солнце. Ниоткуда не дул ветер. И кусты и трава будто оцепенели. Вдруг собака опустила нос в траву и быстро побежала по клеверному полю.

...Ястреб давно не кружил над полем, и перепелка долго не высовывалась из клевера, продолжая пристально наблюдать за небом. Наконец ей захотелось есть, и она стала склевывать мошек с листиков клевера и подбирать червячков с земли. Постепенно она забыла о своем страхе и до того осмелела, что вспорхнула и перелетела на другое место. Опомнилась — и в траву, где погуще. А трава была такая, что из-за нее не виделось небо. Перепелка напряглась, прислушиваясь: не засвистят ли мощные крылья и не обдаст ли ее волнами упругого воздуха. Нет, было по-прежнему тихо. Перепелка вышла из своего укрытия и снова вспорхнула. Никто ее не преследовал. Маленькая курочка успокоилась, стала свободно бегать, порхать по полю и с наслаждением есть. К ней присоединились другие перепелки. Они радостно и звонко кричали: «пить-пить-бить!»

Перепелиное веселье учуяла собака. И помчалась по клеверному полю. Охотник с ястребом не могли угнаться за ней. Хорошо, что поле было ровное и собака не терялась из виду. Перепелки увидели собаку, когда она была уже совсем близко. Что было силы они замахали крыльями, разлетаясь в разные стороны. Собака недоуменно посмотрела на них, не зная, что теперь ей делать, в какую сторону бежать. А когда опустила нос в траву, то прямо взвизгнула от радости: буквально в нескольких шагах слышался перепелиный запах.

Запах исходил от перепелки, перехитрившей три дня назад ястреба. Она никуда не полетела и не побежала.

Собака сделала стойку. Охотник взмахнул кожаной рукой и подбросил ястреба вверх.

В. КОЛОГРИВ