Юный Натуралист 1981-12, страница 21

Юный Натуралист 1981-12, страница 21

В среднем же оказывается, что объем запе-чатления поступающих в мозг сведений при однократном их предъявлении действительно составляет около семи единиц информации из десяти. Даже считается, что цифра «семь» для памяти является своеобразным «магическим» числом. Приблизительно это же число характеризует не только слуховую память, но и зрительную.

Но отчаиваться в этом случае не следует. Хорошая память не всегда является показателем хорошего ума. Можно иметь отличную память, запоминать огромное количество информации и тем не менее быть посредственным специалистом. Важно иметь не только запас знаний, но и уметь пользоваться им. В противном случае в одно и то же время будешь и богачом, владеющим знаниями из многих областей науки, и бедняком, неспособным использовать их для создания новых машин, станков, самолетов, проектов оригинальных конструкций зданий, гипотез. Ну как тут не вспомнить знаменитого математика Пуанкаре, который был настоящим творцом в своей области науки, но в то же время не отличался особой памятью. Не обладал выдающейся памятью и Эйнштейн. Однако это не помешало ему создать теорию относительности, которая сделала его знаменитым на весь мир. И таких примеров много.

Сказанное ни в коем случае не дает нам оснований гордиться плохой памятью и не пытаться тренировать ее, если она недостаточно хороша. Наоборот, с самого раннего возраста каждый должен развивать все виды запоминания. При этом не следует забывать, что, тренируя память, например, только на числа, мы не станем лучше запоминать стихи, а регулярное заучивание слов не будет в значительной степени способствовать развитию музыкальных способностей. Это так же верно, как и то, что штангист не становится легкоатлетом, а последний — пловцом или боксером. В то же время все спортсмены в детстве занимались многими видами спорта для всестороннего физического развития, сдавая нормы на значок ГТО.

Стать хорошим специалистом в какой-то конкретной области знаний можно только тогда, когда будет заложен прочный фундамент для развития всех видов памяти. Фундамент такой можно и нужно закладывать с детства, хорошо заучивая все уроки, которые преподаются в школе. Они являются своего рода нормами на значок ГТО, выполнение которых позволит вам перейти в разряд мастеров — подлинных специалистов своего дела. А став ими, вы сами решите, какую память и в какой степени тренировать.

Одним из условий успешной тренировки памяти является постоянное закрепление введенной в мозг информации. Достигается это неоднократным повторением одного и

того же задания. Спортсмены — тяжелоатлеты или гимнасты непосредственно перед выступлением мысленно повторяют все детали тех или иных движений, которые они вырабатывали и закрепляли в памяти в течение многих месяцев н которые должны воспроизвести в ближайшие минуты. Практика показывает, что «оживление» следов заученных навыков «про себя» позволяет спортсменам выступать, как правило, более успешно. Подобное мысленное «оживление» следов от выученных уроков должно войти также в график подготовки занятий каждого школьника. Только таким методом можно понять, что помнишь, а что забыл. Забытое, естественно, еще раз следует повторить, чтобы окончательно закрепить в своей памяти.

В начале нашего разговора о способности мозга запечатлевать информацию мы сравнили его с магнитофоном. Приведенные факты говорят о том, что такое сравнение слишком упрощенно, а потому и несправедливо. С полным правом можно сказать, что мозг человека и животных — это не только живой магнитофон, не только живой фотоаппарат. Это настоящее живое счетно-решающее устройство, способное по многим каналам-анализаторам воспринимать различного рода информацию, перерабатывать ее, хранить в своих сейфах и извлекать по мере требований жизни и запросов организма. Многое еще неясно в устройстве его уникальных систем и подсистем. Но то, что уже известно, заставляет ученых прикладывать еще большие усилия для расшифровки механизмов работы мозга. Познав, например, только одну из его функций — память, можно овладеть таким запасом знаний, на который не всегда посягает даже современная фантастика.

В. КОНОВАЛОВ, доктор медицинских наук Рис. В. Перльштейна