Юный Натуралист 1982-02, страница 45

Юный Натуралист 1982-02, страница 45

44

Но что особенно поразило моряков, так это глаза хамелеона. Глазные яблоки у этих ящериц покрыты кожей, блестят только небольшие черные зрачки. А когда один моряк попытался взять хамелеона, тот вдруг начал вращать глазами в разные стороны. Одним глазом он следил за протянутой рукой, а другой смотрел туда, куда собирался удрать. Правда, «удрать» — это не то слово: хамелеон передвигается примерно с такой же скоростью, как улитка.

— А что, если взять хамелеонов на судно? — предложил кто-то.

Поймать медлительное животное не представляло труда. Узнав от проводника, что хамелеоны не ядовиты, их просто брали руками. Они при этом принимали угрожающую позу, шипели, как змеи, и пытались скрыться в ветвях. Попав в руки, кусались, но не больно, так как вместо зубов у них ороговевшие пластинки. Однако некоторые, более сильные ящерицы прокусывали пальцы до крови.

На судне хамелеонов сначала держали в птичьих клетках, но там они вступали в такие жестокие драки между собой, что некоторые погибали. Да и вообще клетки им пришлись не по вкусу. Тогда моряки выпустили животных на волю, в одну из лабораторий. Оказавшись на свободе, хамелеоны, как по команде, полезли под самый потолок, на электрические провода. Там они все время ползали, будто по ветвям.

— А чем хамелеонов кормить? — спрашивали моряки друг друга. В лесу они видели, как ящерицы добывали себе пищу. Питались они мелкими насекомыми, которых ловили с помощью длинного липкого языка.

Обычно язык у них свернут во рту в виде клубочка. Увидев вблизи насекомое, хамелеон, нацелившись, молниеносно «выстреливал» языком. Прилипшую к его кончику добычу он ловко отправлял в рот. Таким же способом добывают пищу и лягушки, только язык у них устроен по-иному, да он и покороче.

Моряки решили кормить хамелеонов мясом. Но ящерицы его не брали. Не пили они и воду.

Но, как говорится, голод не тетка. Поголодали пленники сутки и принялись за еду. Затем хамелеонов кто-то угостил черными тараканами. Тараканы пришлись хамелеонам по вкусу.

...Океан был спокоен. Стояла сильная жара. Хамелеоны чувствовали себя превосходно.

— А что будет с нашими гостями, когда начнется шторм? — спрашивали моряки у специалистов-зоологов. Но те ничего не могли ответить. Ведь еще никто хамелеонов не брал в плавание.

Но вот подул свежий ветер. Разбушевался океан. Огромные, как горы, волны бросали судно, словно щепку. Но экипаж не обращал внимания на шторм. Жизнь шла своим чередом. Моряки исправно несли вахту, ученые работали в своих лабораториях.

На хамелеонов качка, по-видимому, не действовала. Правда, обычно медлительные, во время качки они делались живее, быстрее передвигались по проводам, но пили и ели как обычно.

Совсем по-иному действовал на ящериц холод. При температуре воздуха ниже двадцати четырех градусов они становились еще более вялыми, старались добраться до электрических лампочек, чтобы согреться около них.

А когда ночью становилось еще прохладнее, теплолюбивые ящерицы чувствовали себя совсем плохо.

Чем дольше наблюдали мы за хамелеонами, тем больше удивляло их поведение.

Жили ящерицы в лаборатории. Обычно они ни на что не обращали внимания. Но вот однажды кто-то не закрыл кран, вода с характерным шумом падала в раковину: кап, кап, кап... Животные насторожились, подползли ближе к умывальнику, уставились в одну точку и замерли.

«Что это значит?» — думали ученые. Может быть, звуки напоминают животным тропический дождь, а может, особенно вкусных насекомых?

Когда кран закрыли, хамелеоны снова уползли на провода.

Один научный сотрудник рассказал об интересном случае.

— Однажды,— сказал он,— я читал книгу и вдруг почувствовал, что на меня кто-то пристально смотрит. Оглянулся и остолбенел. На