Юный Натуралист 1982-07, страница 24

Юный Натуралист 1982-07, страница 24

ЛОШАДИ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

Д. ГУРЕВИЧ, Р. МУСИХИНА

В этом номере мы начинаем публиковать серию материалов о лошадях. Эти удивительные животные с незапамятных времен были рядом с человеком. Кони вызывали восхищение своей горделивой красотой на скачках и праздниках, несли нелегкую ратную службу. Поливаемые дождями, истязаемые зноем, лошади пахали, сеяли, перевозили людей и грузы. Многие века они были для человека едва ли не основными помощниками. Была лошадь — была жизнь и возможность прокормить семью.

Кони воспеты в песнях, к ним обращены прекрасные слова поэтов и прозаиков. О них писали И. Тургенев и Л. Толстой, П. Ершов и С. Есенин.

Мы, люди, низко кланяемся лошади за то, что она для нас сделала. И в век «железных коней» не должны забывать об этом живом чуде природы. Лошади нужны нам и сегодня.

Каждый знает это крупное животное с мощным мускулистым корпусом, длинной гибкой шеей, узкой вытянутой головой и высокими стройными ногами, которые имеют всего по одному пальцу, защищенному крепким роговым копытом. У красавцев коней большие выразительные глаза, чуткие подвижные уши, широкие ноздри, пышные гривы, длинные, развевающиеся на скаку хвосты.

Но не всегда лошади были такими. Уче-ные-палеонтологи, изучающие по ископаемым останкам развитие жизни на Земле, выяснили, что древние предки лошадей — гиракотериумы' и эогиппусы — выглядели совсем иначе. Ростом они были с небольшую собаку, на передних лапах имели по четыре, а на задних — по три пальца. Жили эогиппусы около 50 миллионов лет назад в густых лесах Америки, а гиракотериумы — в Европе, питались мягкой листвой и плодами. Через 20—30 миллионов лет этими местами завладели бескрайние степи. Лесных жителей сменили степные быстроногие меригиппусы, которые были вдвое выше ростом и могли издалека замечать опасность и убегать от хищников. Их потомки — гиппарионы — во многом были похожи на лошадей.

Но не им было суждено стать предками

лошадей. Оказалось, что к жизни в степях, которые становились все прохладнее и суше, лучше приспособлены однопалые плиогиппусы. Они появились вначале в Северной Америке, перешли затем по перешейку, соединявшему в те времена континенты на месте Берингова пролива, в Азию и около миллиона лет назад широко распространились по азиатским и европейским степям, проникнув даже в Африку. Гиппарионы постепенно вымерли, а от плиогиппу-сов и их потомков произошли лошади и их ближайшие родственники: зебры, ослы и полуослы.

Сухие степи Монголии — родина диких лошадей Пржевальского, названных так по имени знаменитого русского путешественника, который описал их.

Но и открытие. в Монголии диких лошадей не решило вопроса о предках лошадей домашних. Слишком уж много различий, и не только внешних, а гораздо существеннее: внутренних, связанных, например, с наследственностью.

Сейчас большинство ученых считают, что ближайшими предками домашних лошадей были тарпаны — дикие лошади, водившиеся в степях и лесостепях Европы и Азии. Дольше всего они сохранялись в южнорусских и украинских степях. Во второй половине