Юный Натуралист 1982-10, страница 32циях и в зверинце по уходу за животными, их кормлению, лечению очень схож с работой животноводов и ученых-зоологов. С одной стороны, нелегкий физический труд, с другой — постоянное изучение животных, наблюдения, записи, копание в литературе, стремление как можно больше узнать о своих подопечных. Каждый дрессировщик немного и зоотехник, и ветеринар, и исследователь. Он же зачастую изобретает новый реквизит, а то и мастерит его сам. В театре трудятся люди разных профессий — всего здесь более 160 человек. Дрессировщиков всего 19. Они разбиты на пять групп. Каждая из них имеет примерно 20—25 разных дрессированных животных. Так называемые смешанные группы. Каждый дрессировщик дуровской школы обязательно работает со смешанной группой, в этом его отличие от мастеров старой цирковой школы. Одна группа стационарная, то есть дает спектакли в помещении театра, и четыре — разъездные. За последние два сезона театр дал почти 1500 представлений в разных городах страны. В прошлом году группа Светланы Денисовой и Юрия Ананьева совершила длительную гастроль по трассе БАМа. Было дано 112 спектаклей. Такие представления всегда событие для зрителей. Будь то в стенах театра или в гастрольной поездке. Сейчас в репертуаре пять спектаклей. Первый, «Мы — олимпийцы», рассказывает о спортивной ловкости четвероногих и пернатых. Он был впервые показан в год Московской олимпиады в новом здании театра. Этот красивый голубой дворец украшен медными скульптурами слона на шаре, петуха, ослика, медведя, козла. В нем просторное фойе, зал на 450 мест, великолепно оборудованная сцена, где вместо оркестровой ямы мраморный бассейн для морских животных. И это только первая очередь нового комплекса. Здесь же идут спектакли «Лесная сказка» — о жизни лесных обитателей, «Бармалей и елка» — красочное новогоднее представление с погонями и приключениями, «Страшные сказки про фашистские маски» — сатира-гротеск, посвященная разгрому фашистских войск под Москвой, и «Чудо-подарок». Этот спектакль был создан к дню открытия XIX съезда ВЛКСМ и 60-летию Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. Главный персонаж — самый настоящий чудо-подарок. Зовут его Даша. Это маленький годовалый слоненок, которого вместе с редчайшим малайским медвежонком подарило Народно-революционное правительство Лаоса главе нашего государства Леониду Ильичу Брежневу. Они переданы советским детям. Даша уже выступает перед зрителями и имеет огромный успех. Медвежонок пока еще разучивает свою роль. дело. Маша похорошела, подобрела характером и стала успешно учиться. Дрессирует слониху Наталья Юрьевна. Помогают Дуровой работать со слоном дрессировщики Александр Терехов и Павел Дудченко. Как всегда, на репетициях сидит старейшина в этом жанре дрессуры Карел Створа, чей чуткий глаЗ следит за спокойным течением работы. Наталья Юрьевна подчеркивала, что дрессировщиками не рождаются, ими становятся, но не все. Должны быть особые задатки. Дрессировщик обязан быть артистом. Тем не менее не каждый артист может стать дрессировщиком. Необходимо быть еще и педагогом. Ведь дрессура — это воспитание животного. А животные даже одного и того же вида очень разные. У каждого свои наклонности. — Например, волк Данила. Он у нас певец,— говорит Дурова.— Есть медведи-тан-цоры, а есть акробаты. Важно выявить способности зверя и терпеливо, настойчиво их развивать, укладывая в программу представления. А значит, надо хорошо знать зоологию и многое другое. Но самое главное,^ самое основное—дрессировщик дуровской школы должен искренне любить животных. Этому научить нельзя. Это дар врожденный и лишь усиленный воспитанием. Мне показалось, что труд на репети |