Юный Натуралист 1982-12, страница 4

Юный Натуралист 1982-12, страница 4

гремело: «Даешь трактора!» Тракторострой возводили посланцы всех республик.

Первая страна социализма устояла, поднялась, окрепла. А враги не унимались. Не верилось им, что партия Ленина может создать из многих народов и народностей новое государство — государство братских республик.

Фашистам казалось: стоит напасть на СССР, как рассыплется монолит семьи народов нашей страны. Просчитались враги. Вспомните подвиг панфиловцев. Казах, украинец, русский, татарин погибли, защищая сердце Родины — Москву. И подобные примеры героических подвигов во имя Родины воинов многих национальностей можно перечислять и перечислять. Их каждодневно рождали суровые дни лихих военных годин.

Это письмо прислали к нам в редакцию красные следопыты из армянского села Айгед-зор: «О том, что на Украине в Киевской области есть село Станиславчик, мы узнали пятнадцать л^т назад. В наше село пришло письмо от украинских школьников. Они писали, что в 1944 году в бою за Станиславчик погиб наш земляк Ашот Мартиросян, и приглашали в гости. Первыми туда поехали родители Ашота. Трогательная была эта встреча — родные люди встретились. Так началась наша дружба. Не раз побывали друг у друга в гостях. Дружим селами, семьями. Сейчас в обеих школах к 60-летию образования СССР подготовлены стенды-выставки «Мы и наши друзья». Летят наши письма в далекое и такое близкое украинское село. Ждем с нетерпением и весточек с Украины. В каждом письме — тепло наших сердец».

Одно письмо, а в нем как в капле воды отражается океан, великая вера в торжество ленинской национальной политики, в основу которой с самого начала было положено абсолютное равноправие всех народов, всех наций, добровольно объединившихся в единый союз. Традиции братства всем сердцем приняли и продолжают твои сверстники. Это закон нашей дружбы, закон крепкой семьи — равенство всех ее членов и глубокое уважение всех к одному и одного ко всем.

Много имен у нашей дружбы. Одно из них — Ташкент. Биографии сотен людей в нашей стране начинаются со слов: «Мои приемные родители живут в Ташкенте», «В первый год войны вместе с детским садом был эвакуирован в Ташкент»... Хлеб и кров по-братски делил город с людьми, согнанными войной с родных мест.

Семья народов.

Расскажем лишь об одной узбекской семье, членами которой стали украинцы, русские, белорусы,— о семье, где матерью для всех стала узбекская женщина Икбар-опа Файзул-лаханова. На тихой ташкентской улочке стоит ее дом. Сколько помнит, сколько видел! Сюда в грозном сорок первом прямо с вокзала привела Икбар-опа эвакуированных людей. Семьи с Украины, женщину с двумя детьми из

Белоруссии, девочку, отставшую от эшелона, шедшего из Воронежа... «Тесно было,— вспоминает Икбар-опа,— последнюю лепешку делили на всех, а жили дружно. Да что обо мне говорить! Не было в городе семьи, не приютившей людей!» Девочку, подобранную на улице, Икбар-опа удочерила. А троих своих братьев с фронта так и не дождалась. Погибли они, защищая Родину, старший — в боях за Украину, средний — в лесах Белоруссии, младший — под Воронежем... Совсем рядом тихая улочка Икбар-опы с домами, в которых живут ее внуки. Белоснежными, многоэтажными, построенными после землетрясения. Вся страна пришла на помощь разрушенному подземной стихией городу. Младший внук Икбар-опы с гордостью говорит: «Дом, где я живу, построили украинские строители. А там, дальше, строили белорусы, казахи, грузины. Мою школу построили москвичи».

Совсем недавно в «Артеке» — самой большой детской здравнице мира отдыхали мальчишки и девчонки из шестидесяти шести стран мира. Они удивлялись тому, что стало для нас обычным.

— На одной из станций по дороге в «Артек»,— говорил Оливер Дубильчек из ФРГ,— я увидел объявления, которые приглашали на работу водителей, строителей, фрезеровщиков. В моей стране с плакатами в руках люди стоят, требуют: «Дайте работу, нам нужно кормить семью». Это страшно — быть никому не нужным... Мне казалось, что эти объявления на станции повесил добрый волшебник.

— Я представлял «Артек» небольшим палаточным лагерем,— делился Дионисиу ди Шуале из Анголы,— а увидел — глазам не поверил. Великолепные архитектурные сооружения, красивые жилые дома, игровые и спортивные площадки, стадион, бассейн. На планете это единственный такой лагерь для детей.

— Я видела,— рассказала Пиа Ахо из Финляндии,— как к нам в дружину пришла пожилая русская женщина. Приехала она издалека и привезла целую корзину абрикосов. Здесь, спрашивает, живут палестинские ребята? Я видела, как в походе на крутом подъеме мальчишка из Калинина подхватил рюкзак маленького ангольца. Я видела, как поднимали на руки, как встречали на фабрике игрушек сирийских ребят советские рабочие. В вашей стране все — друзья. В вашей стране люди чужую боль принимают как свою...

Висит перед тобой на уроке географии карта мира. Взгляни на нее! Широко и гордо на шестой части света, с запада на восток, пролегли по ней четыре буквы — СССР. Твой поселок или город занимает совсем маленькое место на огромных просторах нашей Родины. Но все ее помыслы, заботы о тебе и твоем будущем.

История помнит долгий разговор о подрастающем поколении В. И. Ленина с А. В. Луначарским уже на следующую ночь после штурма Зимнего дворца. Вскоре после этого