Юный Натуралист 1983-02, страница 49

Юный Натуралист 1983-02, страница 49

чувство внимания, выработали своеобразный рефлекс на звук фашистских самолетов. Их появление всегда означало бомбежки, грохот, взрывы.

Такое поведение Васьки быстро научились использовать солдаты и офицеры батареи. После нескольких удачно отраженных атак вражеской авиации кот был признан полноправным бойцом и заслуженно поставлен на довольствие. Для наблюдения за ним назначили солдата, в обязанности которого входило тотчас сообщать командиру, когда кот начинал нервничать, и указывать направлеоие поворота его правого уха.

И Васька по праву заслужил такое отношение. Гораздо раньше звукоулавливателей оповещал нас о приближении вражеских самолетов четвероногий и лохматый рыжий «слухач».

К весне 1944 года Васька превратился в огромного, сытого кота, про которого на фронте рассказывали легенды и которого не раз другие командиры зенитных батарей выпрашивали в подарок. Немало подвигов числилось на его боевом счету. Вот один из них.

После прорыва блокады наша зенитная батарея прикрывала наступающие войска в районе Луги. Наша авиация уже полностью господствовала в воздухе, и кот Васька практически потерял работу. Мы едва поспевали за пехотой и однажды оказались на опушке небольшого леса на неподготовленных позициях. Неожиданно кто-то из солдат поднял тревогу и доложил, что кот Васька «нервничает», при

этом показав направление поворота его правого уха. Прозвучал сигнал воздушной тревоги, стволы зениток развернулись в ту точку. Через несколько минут над лесом на небольшой высоте показался наш «ястребок», в хвост которому заходил немецкий «мессер». Первым же залпом фашист был сбит.

Прошло несколько дней. Вдруг на батарее появился молодой летчик. В штабе фронта он узнал, что мы спасли ему жизнь, и приехал отблагодарить за это. Ему тут же показали Ваську и подробно рассказали, как все получилось. Летчик сначала не поверил и решил, что его разыгрывают, а потом стал от души хохотать, глядя на толстого рыжего кота, в котором никто бы теперь не смог узнать былого рыжего «слухача». Он долго гладил лежащего на коленях кота, а потом уехал. Через несколько дней на батарею прибыл посыльный от летчика и в награду за хорошую службу передал Ваське несколько килограммов свиной печенки.

Пришел радостный День Победы, наступила пора демобилизации. Настал черед и Ивана Ивановича. За час до отъезда в его старой солдатской котомке по-хозяйски расположился и рыжий «слухач». Каждый из нас желал старому солдату счастья и удачи в мирной гражданской жизни, а коту Ваське забыть свою воинскую профессию и делать то, что делают все коты в мире — ловить мышей.

Э. ОНИПКО