Юный Натуралист 1983-03, страница 20

Юный Натуралист 1983-03, страница 20

18

зовое облако, словно высвеченное изнутри закатом солнца.

У пеликанов свои заботы. Они отменные рыболовы. Промышляют артельно. Полукольцом охватывает пеликанья стая прибрежное мелководье и, хлопая крыльями, с шумом и плеском гонит рыбу к берегу. Кольцо на подходе к нему смыкается, ряды загонщиков уплотняются, прорваться через их цепь почти невозможно. Рыба плещется на мели, прыгает, а пеликаны вычерпывают ее своими огромными клювами, похожими на ковш. Второпях глотают, в мешки прячут. Глядя на эту птицу, невольно думаешь: сколько же рыбы может вместить ее подклювный мешок?

А для гусей раздолье. Все у них рядом — и кормовые поля (500 гектаров засевают ячменем работники заповедника), и удобное

7

Фламинго.

место ночевки на берегу большого залива, и пресные водопои. И гуси это ценят — численность их на зимовке растет. Любят они открытое место, чтобы видеть врагов. Но все-таки подселяются к своим собратьям-пискулькам. Устраиваясь рядом с вечно галдящей, постоянно перекликающейся стаей, серые гуси чувствуют себя спокойнее. Бдительные сородичи вовремя предупредят об опасности.

Разнообразно утиное племя: кряква, свиязь, шилохвость, чирок-трескунок, многие другие. Нелегко дается пища нырковым уткам — поныряй-ка за каждой порцией корма. Зато они тоже спокойны за свою безопасность. Даже камышовый кот их не достанет, хотя он и неплохой пловец. А вот речным уткам приходится

Пеликан.

туго. Опускает она голову в воду, а лапы и гузка наверху торчат. В таком положении любой хищник схватит — и пернатый, и четвероногий.

Многими тысячами собираются на зимовье цапли и бакланы. Но и летом здесь гнездятся малые белые, желтые и египетские цапли, ка-равайки, малые и большие бакланы. Жизнь 'Этой шумной компании в буквальном смысле кипит. Ведь надо найти место для гнезда, построить его, не дать соседу утащить драгоценную веточку, а при удобном случае и самому ее стащить, накормить себя и прожорливое потомство, уберечь яйца и птенцов от хищников.

Обычными стали в заповеднике такие чуть не исчезнувшие было птицы, как турач. В холодные зимы они особенно страдают от бескормицы. Поэтому их здесь подкармливают зерном на крытых площадках.

Немало в заповеднике и зверья. Ночью стая волков воет в трех десятках метров от полевого домика научных сотрудников, а днем такая же стая удирает без оглядки от одного звука человеческого голоса. Лисица очень настырна и все норовит познакомиться поближе, а шакал пугливей, чуть что — мелькнул хвост, только его и видели. Забавен барсук, вечно занятый самим собой. К нему можно подойти вплотную и внести немалый переполох в его безмятежное существование...

Но главное — птицы. Их много. 270 видов обитает в заповеднике, из них 20 занесены в Красную книгу СССР. Эти места посещают видные ученые и студенты, преподаватели и школьники. Умело ведется пропаганда идей охраны природы среди окружающего населения. Но порой проникают и сюда незваные гости.

— Вот вчера отобрали,— говорит Гигашвили и показывает мне двустволку.— Не успел выстрелить. Но меня радует другое. Гость-то,

®](яаешез