Юный Натуралист 1983-03, страница 19

Юный Натуралист 1983-03, страница 19

17

На юго-западное побережье Каспия, к берегам Большого и Малого Кызыл-Агачских заливов, слетаются сотни тысяч пернатых. Для одних остановка здесь — лишь короткая передышка. Для других — конечная цель трудного перелета. Кызыл-Агачский государственный заповедник — одно из знаменитых в стране мест, где водоплавающие птицы проводят долгую зиму.

Удивительны эти места в любое время года: шумит рослый тростник на морском ветру, накатываются волны на прибрежный песок и никогда не смолкает разноголосый птичий гомон. Весной вас встретит розовая кипень цветов тамарикса на мелководье и буйные заросли цветущей ежевики на песчаных берегах. Летом, хотя и поблекнут краски от жаркого солнца и нагонит тоску выжженная зноем полупустыня, звонкая песня жаворонка с лихвой возместит эту потерю. Осенью скучать и вовсе не приходится — настает пора прилета птиц. А зимой вы получите возможность наблюдать шумную жизнь многочисленных птичьих стай.

...Вместе с главным лесничим Семеном Герасимовичем Гигашвили продираемся сквозь густую стену тростника к чистой воде. Вот мелькнул и скрылся хвост водяного ужа. Выпорхнула буквально из-под ног какая-то птаха. Села неподалеку и укоризненно на нас посмотрела. Зачем, мол, пришли? Не видите разве, что я тут живу? На тропку не спеша вышла султанская курочка. Постояла, осмотрелась и с достоинством скрылась в густых зарослях.

Специализация заповедника — орнитологическая, что и накладывает свой отпечаток на научную работу его сотрудников. Но не остаются в стороне и другие слагаемые природного комплекса. Результаты исследований обобщаются в ежегодниках «Летопись природы». В этих уникальных книгах ученые регистрируют сезонные изменения животного и растительного мира, метеорологические явления, гидрологический режим. Хорошо известны работы старших научных сотрудников заповедника Татьяны Воробьевой, Екатерины Ткачен-ко, директора заповедника Барата Мехтиева. На пути в большую науку молодой исследователь Сергей Маслов.

Разнообразна тематика: продуктивность водных и сухопутных кормовых угодий, сезонные миграции птиц и их роль в переносе различных заболеваний. Под контролем находится численность водоплавающих. Их учитывают на маршрутах перелетов, на мелководьях, побережье. Птица ведь не сидит на месте. Поэтому чем быстрее проведен учет, тем он точнее. Два дня — вот срок, за который сотрудники заповедника стремятся работу выполнить. В этом им помогают юные натуралисты из окрестных школ.

— Трудная работа? — спрашиваю Татьяну Воробьеву.

— Судите сами,— отвечает.— Ведь лабо

ратория ученого-орнитолога всегда под открытым небом: на воде в моторке, на берегу в камышах, в зной и в холод. Но научная истина стоит этого.

Верно, истина нужна людям. И найти ее, сделать достоянием всех, использовать в хозяйственных ,делах — такую задачу ставят перед собой работники заповедника. Их исследования находят практическое применение во многих отраслях народного хозяйства. К примеру, сведения о точных трассах птичьих перелетов нужны для разработки мер безопасности полетов авиатранспорта, для выявления путей переноса различных болезней.

Но есть и другая сторона дела — это радость общения с живой природой, радость каждодневных, пусть маленьких, но открытий. И человек наблюдательный всегда узнает здесь что-то новое, а порой и неожиданное.

...Из детских сказок пришли к нам горделивые лебеди, да так и остались живой сказкой. Сюда на зимовку они прилетают позднее всех. Степенно, без суетливости опускаются на воды залива и так же степенно живут до весны. Для неспециалиста они просто лебеди — красивая, гордая птица. Для ученых есть лебедь-шипун и лебедь-кликун. Шипун, пожалуй, самый красивый лебедь, зимующий в заповеднике. Он и есть тот герой многих сказок и легенд. Звонким голосом природа его не наделила, но украсила воистину лебединой шеей, которую он с гордостью носит.

А кто из нас не мечтал о встрече с «розовой легендой» — фламинго? Эта птица всегда настороже — близко не подпустит. С виду неуклюжа, да и голос у нее далеко не соловьиный — скрипит, как ржавое колесо. На длинных ногах, опустив в воду голову на длинной шее, бродит фламинго по мелководью, процеживая ил. Но стоит вспугнутой стае подняться ввысь, глаз не оторвешь от ее фантастического полета: плывет в голубом небе ро-

3 «Юный натуралист» № 3