Юный Натуралист 1983-03, страница 16

Юный Натуралист 1983-03, страница 16

14

Днем солнце на склонах плавит почерневший снег и тоненькие ручейки сбегают в низины. Ночью мороз сковывает подтаивающие дороги и сугробы, усмиряет бег ручейков. Утром весна снова властвует в природе. Задорно поют синицы, корольки и поползни. Появляются проталинки. За рекой шумит грачиная колония. Кажется, что совсем скоро придет настоящее тепло.

Зима же сдаваться не хочет. Неожиданно возвращаются холода, и крупными хлопьями падает на землю мокрый снег. Исчезают проталины, примолкают птицы. Солнце не может пробиться сквозь серые низкие тучи. На заснеженных кустах сирени появляются снегири. Они выклевывают семена из сухих приоткрытых коробочек. Настоящая зима.

На краю поля около сухих бурьянов, где зимой встречались лишь воробьи, снегири да чечетки, появились следы какой-то новой птицы. Жаворонок! Уже прилетел. Но сейчас ему не до песен.

На свежем весеннем снегу

(холода нередко возвращаются и в конце апреля) можно хорошо разглядеть следы самых разных птиц, которые уже вернулись на родину из дальних стран.

Вот по берегу озера бродили чайки и чибисы. От лужи к луже проковыляла утка, а в лесном овраге оставил свой след вальдшнеп. Давайте же попробуем по следам различить мелких певчих птичек. Сделать это не всегда просто, тут нужен навык.

Скворцы и дрозды, например, ходят по-разному. Дрозд передвигается скачками, лишь иногда делает короткие перебежки. Скворец семенит мелкими шажками. Значит, у дрозда отпечатки правой и левой лапок располагаются попарно, а у скворца поочередно. В средней полосе встречается только один вид скворца, поэтому его следы трудно спутать с другими. Галка тоже передвигается шагом, но ее следы крупнее — шесть сантиметров, а у скворца чуть больше пяти.

Нетрудно узнать и следы жаворонков. Боковые пальцы у птицы короткие, широко расставлены, на заднем пальце длинный коготь. В конце марта или начале апреля возле луж и на отмелях речек появляются трясогузки. Эти птички передвигаются перебежками, будто катятся по

Белая трясогузка.

След белой трясогузки.

самой кромке воды. След у трясогузки стройный — прямые средний и задний пальцы расположены в одну линию. У многих воробьиных птиц пальцы слегка скошены внутрь. Трясогузка лапки ставит прямо, жаворонок же слегка их выворачивает.

Вот у старой ели скакали синицы. Следы их не спутаешь ни с воробьиными, ни с зябли-ковыми, ни с чечеткиными. Непоседливые проворные синицы перепархивают с места на место. Они редко делают по нескольку прыжков в одну сторону.

Снег рассказал о многих певчих птичках, вернувшихся домой. Но среди воробьиных есть ч такие, которые совсем не оставляют отпечатков своих лапок. Попробуйте отыскать следы славки, завирушки, мухоловки, ополовника,

Однажды я наблюдал, как пеночка бегала по присыпанной мелким снежком дороге. Когда же подошел посмотреть на ее следы, их не было. Лишь кое-где оставались едва заметные царапины,

Как-то в лесу я видел, как на заснеженную елку опустился трехпалый дятел, Он долго трудился на стволе, перескакивал с места на ме. сто, ковырял дерево крепким клювом. Потом я внимательно осмотрел всю елку, но нигде не нашел ии одного хорошего отпечатка. Оставленные следы не могли рассказать, что это был именно дятел.