Юный Натуралист 1975-09, страница 37

Юный Натуралист 1975-09, страница 37

Чаще всего поиски корма. Ласточка или соловей, быть может, и перенесли бы стужу нашей зимы, но они питаются летающими насекомыми, которых в это время не добудешь. Вот и приходится лететь на юг. Некоторых китов в арктических водах привлекает их главный корм — планктон — свободно «парящие» в воде мелкие животные и растения. Весной они бурно размножаются, а к осени их становится мало. Планктон опускается на глубину, недоступную для китов, морские исполины постепенно перекочевывают в более теплые моря, богатые в эту пору кормом.

Сезонные миграции происходят и у нас... под ногами. Да, да. Ведь почва буквально кишит различными животными. А они далеко не безразличны к окружающей температуре. Почва обладает большой тепловой инертностью. Подчиняясь движениям температурных волн, почвенные организмы совершают вертикальные миграции: летом — вверх, зимой — вниз. Об этом прекрасно знают любители-рыболовы. Осенью накопать дождевых червей очень трудно — они уже успели опуститься в нижние почвенные горизонты и пробудут там до весны.

Немало наземных животных предпринимают сезонные путешествия, чтобы укрыться от зимней стужи, спастись от бескормицы. Олени, серны, дикие козлы и бараны ближе к зиме спускаются с гор пониже, переходят на малоснежные склоны. За ними следуют и хищники — снежный барс, красный волк. Даже сурки в европейских Альпах в конце осени откочевывают почти на два километра вниз. Весной им приходится предпринимать трудное восхождение на свои альпийские и субальпийские дачи.

Лосю, маралу, изюбру, косуле свойственны миграции протяженностью от нескольких до сотен километров. Цель их везде одинакова — избежать глубоких снегов, обеспечить себя зимой кормом.

Белобрюхий рябок — обитатель пустынь Южного Казахстана и Средней Азии. Эти птицы могут жить в безводной местности, но раз в сутки обязательно летят на водоем. Очень впечатляюща картина водопоя рябков. Многие тысячи птиц, сбившиеся в плотную стаю, с криком облетают водоем,

постепенно сужа* круги и снижаясь. Внезапно часть птиц длинным рукавом спускается к воде. Вся стая рябков в эти минуты напоминает огромную живую воронку, живой смерч. Рябки, севшие на отмель, быстро утоляют жажду и вереницей взмывают вверх. А их место занимают другие птицы из кружащейся в воздухе стаи.

Это тоже периодическая миграция, только суточная, повторяющаяся ежедневно. Регулярно приходят на водопой различные антилопы, олени, лоси, кабаны, хищники.

В июне—июле газеты многих городов начинают пестреть заметками и фотографиями: лоси на асфальте, лоси в парке, во дворе. Дело в том, что в начале лета из лосиной семьи уходит подросшая молодежь. Если бы молодые животные жили со своими родителями, то корма на всех не хватило. Поэтому ежегодно молодые лоси отправляются на поиски новых земель. Впрочем, у американских сурков иной обычай: взрослеющие потомки «выставляют за дверь» родителей. Быть может, это имеет определенный биологический смысл? У взрослых животных больше шансов уцелеть при расселении, у них богаче жизненный опыт.

Непериодические миграции — обычно результат какой-нибудь катастрофы. Простейший пример — бегство лесных животных от пожара. Сломя голову несутся от наступающего огненного вала зайцы, лисицы, волки, олени, лоси, перемешавшись, забыв на время о вражде и страхе. Пройдет пожар, животные потянутся обратно к своим местам. И уж тогда, конечно, заяц постарается держаться как можно дальше от лисы и волка.

Но чаще нерегулярные перемещения диких животных вызываются иными причинами. Замечено, что в благоприятные годы, когда много корма, звериное население сильно увеличивается. И тогда теснота и бескормица вынуждают животных покидать насиженные места и совершать далекие переходы.

В 1957 году в окрестностях Москвы была отмечена вспышка опасного вредителя леса — соснового шелкопряда. Лесоводы и энтомологи удивлялись. Кажется, ничто не предвещало такого нашествия. Исследования показали, насекомые совершили сюда дальний перелет из основных очагов размножения. Этому способствовали благоприятные погодные условия.

Раз в несколько лет в тундре можно видеть зверьков, одетых в ярко-рыжий мех, испещренный крупными черными пятнами. Это норвежские лемминги. Они движутся в одном направлении. Ничто не может остановить их, даже широкие реки и большие озера. Зверьки бросаются в воду и, выбившись из сил, часто погибают, не добравшись до берега.

Нашествия леммингов давно уже привлекают внимание ученых. Но до сих пор еще