Юный Натуралист 1983-06, страница 20

Юный Натуралист 1983-06, страница 20

18

Интересно, что бы делали кабинетные ученые, не будь на свете романтиков, искателей приключений, словом, авантюристов в добром смысле этого слова, незаслуженно приобретшего отчего-то оскорбительное звучание. Ведь «авантюра» — это прежде всего смелое приключение, путешествие... Именно таким человеком оказался известный немецкий охотник, писатель, авантюрист Ганс Шом-бургк. При описании поездки мы воспользуемся его записками, они составили одну из его замечательных книг «Пульс дебрей».

«Согласны ли вы отправиться lio моему поручению на западный берег Африки, чтобы поймать там животное, которое ни одному европейскому охотнику не удалось не только доставить живым в Европу, но и даже увидеть!» — спросил у Шомбургка Карл Гаген-бек. Разговор состоялся осенью 1910 года в зоопарке Штеллинген в Гамбурге. «Этим вы очень помогли бы нам добыть редкостного представителя африканской фауны, обреченного на постепенное вымирание,— продолжал он (пророческие слова — сегодня карликовый бегемот занесен в Международную Красную книгу). Но для этого вам придется съездить в Либерию».

25 апреля не питавший особых надежд Шомбургк отплыл из Гамбурга. Сведения, которые ему удалось раздобыть в столице страны Монровии, также не улучшили настроения. Да, говорили охотники, бегемоты здесь водятся, но большие. Ученые же, наоборот, в один голос твердили, что если в Либерии и обитают бегемоты, то только карликовые... Стоило ли ломать голову! Кто-нибудь другой на его месте бросил бы безрадостные поиски и вернулся домой. Но Шомбургк был верен своему жизненному лозунгу: «Поймать, чтобы убедиться». По реке Мезурадо экспедиция отправилась в глубь материка. «Я сидел на носу челна на складном стуле, держа заряженное ружье. Внезапно мне показалось, что впереди, в роще, на расстоянии около двухсот метров движется какое-то существо. Ват оно вышло из тени деревьев на самый берег реки, и я узнал его. То был зверь, ради которого я пустился в путешествие по девственным лесам Лмберии».

Перед Шомбургком на расстоянии нескольких десятков метров стоял живой карликовый бегемот. Это было 13 июля 1911 года. Его нельзя было спутать с обычным гиппопотамом! Животное имело шестьдесят сантиметров в высоту и девяносто — в дайну. Гояова более остроконечная, чем у обыкновенного бегемота. Цвета же он черного, как стадо, с розовым пятном на брюхе. Да и следы отлича лись от отпечатков ног крупного собрата. Но ловить и везти его не было никакой возможности. Так состоялась эта первая юр№. Удачной же оказалась только третья-

Охотник ненадолго вернулся в Европу, но скоро снова отправился в Либерию. «Мы плыли по реке Лофа, и вдруг недалеко от лодки

вынырнуло что-то черное. «Мве-мве»,— возбужденно прошептал проводник. То был карликовый бегемот. Потом я увидел и второго». Живыми поймать зверей удалось только с помощью ямы-ловушки. Это были молодые самец и самка. Шомбургк велел соорудить несколько прочных загонов с ямами и навесами. Через некоторое время поймали еще двух животных. Корзины для их переноски смастерили из прочных бамбуковых палок — вроде тех, в которых африканцы носят кур на базар, только во много раз больше. Потом бегемотов погрузили в транспортные ящики и доставили на корабль. Путешествие по морю три самца и самка перенесли хорошо.

Карликовые бегемоты отлично прижились в неволе. Сегодня они успешно размножаются во многих зоопарках мира. В Базеле (Швейцария) удалось, например, развести более тридцати особей, а в Вашингтоне за двадцать пять лет появилось на свет шестнадцать самок и семь самцов. Всего в зоологических садах мира их сейчас более сорока. Беременность у самки длится 199 дней, новорожденные весят 4,5—6,2 килограмма, и мать сразу же учит их плавать. О поведении карликового бегемота в природе известно по-прежнему ничтожно мало. Основные сведения, которые удалось получить Шомбургку, остаются практически единственной информацией о жизни этого животного в природе.

В 60-х годах двум ловцам удалось поймать в Либерии несколько карликовых бегемотов. Оказалось, что ходят они по тропинкам абсолютно бесшумно и так же неслышно опускаются в воду. Здесь звери чувствуют себя необычайно вольготно, хотя проводят в реке меньше времени, чем их крупные сородичи. Сведения по экологии карликового бегемота пока что скудны и противоречивы, а между тем они очень нужны зоологам для того, чтобы выработать комплексную программу мер по их охране.

Какова же современная область распространения удивительного животного! Как показывают ископаемые останки, в древности оно обитало на гораздо более обширной площади, чем в наши дни. Сегодня ареал его охватывает побережье Западной Африки от Гвинеи до Берега Слоновой Кости, хотя и на этом протяжении он прерывист. По некоторым данным, одна группа карликовых бегемотов живет в Гви-нее-Бмсау на реке Корубал, а другая — в деяьтс Нигера. Но это только предположение...

Вот уже более ста лет наука знает этого nptAcisbxrena семейства бегемотов отряда парнокопытных. Он неприхотлив в неволе, хорошо приживается в зоопарках. Но в природе... Как ведет себя карликовый бегемот t природе! До сих пор это так и не удается оымеиить. Действительно, бегемот, да не тот.

Н. НЕПОМНЯЩИЙ

Рис. Б. Евдакимова