Юный Натуралист 1983-10, страница 45

Юный Натуралист 1983-10, страница 45

ПТИЦЫ АЕСОВ И ГОР

Александр КУЗНЕЦОВ

Считается, что жизнь писателя обязательно должна быть полной самых удивительных приключений. В прошлом писателя мы ищем такие вехи — был рабочйм сцены, грузчиком, моряком, ловцом змей, боксером, дворником, вспоминая при этом биографии А. Куприна, М. Горького, Д. Лондона. Не всегда такие пестрые биографии — путь к высокому мастерству. Ведь и моряк моряку рознь, и боксеры бывают разные. Что же касается биографии Александра Александровича Кузнецова, разнообразные «по-писательски» события, сложившие ее, только помогли становлению хорошего прозаика.

Закончил два института, причем почти одновременно, один из них — театральный. Был актером театра и кино, снимался в фильмах. Вот страницы прошлого А. А. Кузнецова. А вдобавок он мастер спорта СССР, чемпион Советского Союза, руководитель многих экспедиций и альпинистских лагерей. На его счету сотни восхождений на вершины Альп, Татр, Кавказа, Тянь-Шаня, Памира, Саян, Камчатки. Он остается тренером по альпинизму и горным лыжам и сегодня. Всерьез писатель занимается и наукой о птицах — орнитологией. Больше всего он интересуется птицами высокогорий, куда не всякий орнитолог сумеет забраться. Им описаны такие редчайшие виды птиц, как красный вьюрок, серпоклюв, белогрудый голубь и другие. А. А. Кузнецов — старший научный сотрудник зоологического музея МГУ, кандидат биологических наук, доцент. Его книги о птицах и научные определители хорошо известны всем, кто интересуется природой (Р. Беме, А. Кузнецов. Птицы нашего края. «Московский рабочий», 1968; В. Флинт, Р. Беме, Ю. Костин, А. Кузнецов. Птицы СССР. «Мысль», 1968). В этом году в издательстве «Просвещение» выйдет 2-й том полевого определителя птиц, созданный А. А. Кузнецовым в соавторстве с Р. Л. Беме. Хорошо известный читателям первый том называется «Птицы лесов и гор СССР», а второй будет иметь название «Птицы открытых и околоводных пространств». Эти определители созданы для школьников, студентов и любителей природы, не имеющих специальной подготовки.

А. А. Кузнецов — член Союза писателей СССР. Пишет только о том, что знает до тонкостей. Его литературно-художественные книги — «Горы и люди», «Внизу Сванетия», «Верхняя Сване-ти», «В северном краю», «Восхождение» и другие — знают многие читатели, причем не только у нас, но и за рубежом.

Предлагаем вам два новых рассказа А. Кузнецова.

А. СТАРОСТИН

СОЛОВЬИ

У японцев одновременно с конфуцианством и буддизмом существует религия синто. Эта национальная японская религия есть не что иное, как культ красоты, обожествление природы, любование и восхищение ею. Японцы издавна поклоняются природе не из страха перед непонятыми и подчас грозными ее явлениями, а из чувства благодарности к красоте природы. Скажем, первый снег для японцев — большой праздник. Во всех домах раздвигаются бумажные стены, и, сидя возле горшочков с горящими углями, японцы любуются снегопадом, покрытыми чистым снегом деревьями и кустами. Весной принято любоваться цветением вишни — сакуры, осенью любуются золотой и багряной листвой деревьев. Есть специальные дни, когда вся Япония любуется полной луной. Причем это обычай коллективный, специальные поезда и автобусы доставляют в такие дни миллионы людей в наиболее красивые места (в горы, к озеру, в сады, в пар

ки), где каждый находит себе место, чтобы лишь постелить свою маленькую циновку и не более. Так в тесном соседстве с другими, совершенно незнакомыми людьми предаются японцы любованию красотой природы.

В любом японском доме вы найдете алтарь красоты — нишу, в которой стоит ваза с цветами, висит картина или каллиграфически написанное тушью и кисточкой стихотворение.

Мне рассказывал приятель, как в Киото их туристскую группу отвезли однажды к храму и оставили на два часа в парке без всякого дела. Туристы были удивлены и даже возмущены таким непродуктивным расходованием времени, а им объяснили: по программе у вас два часа любования.

Неверно было бы утверждать, что у нас нет и не было традиций наслаждаться красотою