Юный Натуралист 1984-02, страница 14

Юный Натуралист 1984-02, страница 14

разочарованно говорит он. Аутотомия — одно из главных средств защиты ящериц от врагов. Механизм этого явления таков: мышцы схваченного хвоста сильно сокращаются, и он отрывается там, где в одном из позвонков есть «слабое место». Похожая особенность есть и у некоторых млекопитающих. Лесные мыши, например, могут терять не весь хвост, а только кожу с самого его кончика: мышка вытаскивает последние хвостовые позвонки из кожного чехлика, как мы вынимаем пальцы из перчатки. Ученые установили, что почти половина попавшихся в ловушки лесных мышей когда-то уже спаслась от гибели, оставив в когтях и зубах врагов кожицу с кончика хвоста. А вот африканские грызуны — изящные сони-графиурусы, обладающие серыми шкурками самых изысканных оттенков, спасают жизнь, постепенно расставаясь с хвостом: в хвосте этих зверьков «слабых мест» много, расположены они на расстоянии восьми миллиметров друг от друга, и соня может скрываться от хищника, теряя каждый раз по кусочку хвоста.

А вот еще одна важная функция хвоста. Свернувшись уютным комочком, прикрывшись своим пушистым хвостом, как теплым одеялом, спит белка. Такая поза характерна для многих животных во сне. Пушистый мех на хвосте надежно защищает животных от холода. Попробуйте представить себе одно из странных на вид существ — муравьеда. Его фантастический облик во многом определяется громадным мохнатым хвостом, которым он пользуется как периной. Когда муравьеду хочется немного вздремнуть, он расстилает хвост и ложится на него. Совсем неплохо постоянно иметь при себе такую мягкую и удобную подстилку. Но животные могут заворачиваться в хвост не только для тепла. Такая поза часто служит для защиты от врагов. Вспомните панголина! Вдоль хвоста у него проходит мощный роговой гребень. Завернувшись в хвост, зверь чувствует себя в полной безопасности: развернуть бронированный сверток не могут даже двое сильных мужчин.

Некоторые животные используют хвост также, чтобы запасти питательные вещества. Этой способностью обладают так называемые мышиные лемуры — небольшие зверьки величиной с крысу. Живут они на Мадагаскаре. В благоприятный для них дождливый период лемуры накапливают у основания хвоста запасы жира. Во время засухи лемуры спят, свернувшись в клубочек, в дуплах деревьев или в гнездах из травы и листьев. В это время жировые запасы расходуются и хвосты постепенно худеют.

А теперь о самой интересной функции хвоста — коммуникативной, то есть о том, как хвост участвует в общении животных. Вот вы приходите домой, и к вам с восторженным лаем, радостно виляя хвостом, бросается ваш пес. По тому, как быстро ходит хвост собаки из стороны в сторону, нетрудно догадаться, что она очень рада. Хвост — индикатор настроения не только у собак, но и у волков. Общаясь друг с другом, эти животные по положению и движениям хвоста многое узнают о своих товарищах по стае.

Совсем недавно ученым удалось расшифровать сигналы, которые передают своим соплеменникам с помощью хвоста небольшие американские зверьки — калифорнийские белки. Для этих грызунов самую большую и постоянную опасность представляют змеи, которые охотятся на них. Но при появлении змеи белки не бросаются прочь, а, напротив, стремятся приблизиться к ней все вместе, ведь опасность для отдельного зверька всегда больше, чем для целой группы белок, которые «наступают» на змею, заставляя ее прервать охоту. Чтобы согласовать свои действия, калифорнийские белки подают сигналы хвостом. О начале общего наступления на змею сигнализируют три взмаха беличьего хвоста, о продолже-

Мышь-малютка применяет свой цепкий хвост для лазания в травяных джунглях, панголин — как бронированный щит, олень — как сигнал опасности, а бобр и как руль, и как лопатку, и как инструмент для шумовых сигналов.