Юный Натуралист 1984-12, страница 24

Юный Натуралист 1984-12, страница 24

23

Вдовушка

Вначале это был невзрачный серенький пте-нец размером чуть меньше воробья. Когда он появился у нас в доме, было совершенно невозможно определить, что это за птица. Посадили птенца в просторную клетку, дали полное блюдечко зерновой канареечной смеси, мелко рубленное крутое яйцо. В клетку поставили цветочный горшок с традесканцией. Воду налили и в маленькую поилку — для питья, а в литровую банку — для купания. Стал он у нас жить. Питался вволю зерновой смесью, щипал зеленые листья традесканции, подкреплялся при желании кусочками вареного яйца, выбирал из почвы цветочного горшка песок и камушки, вдосталь купался. Постепенно подрастал.

Через три месяца мы увидели, как у него стали выпадать нежные серенькие пушинки-перышки, и наконец в один прекрасный день он превратился вот в такого яркого красавца с блестящим иссиня-черным хвостом, желтой грудкой, ярко-оранжевым жабо, блестящими любопытными глазами-бусинками.

И тогда-то выяснилось, что эта птица относится к семейству ткачиков, роду райских вдовушек, виду длиннохвостых вдовушек.

На воле вдовушки плохо летают — мешает очень длинная средняя пара рулевых перьев. Особенно она отрастает у самцов в брачный период. А против ветра птицы вообще не могут летать.

Гнезда эти птицы делают закрытыми из тонких стеблей травы. Изнутри выстилают осо

кой. Вход в них сбоку. Свою нехитрую постройку подвешивают к стеблям или листьям крепких трав довольно низко от земли.

В природе вдовушка распространена довольно ограниченно. Родина ее — Африка. Живет в болотистых местах, там, где есть высокие заросли тростника. Обычно по берегам озер.

Пение птички — главным образом чириканье. Трели явно неблагозвучные, да и поет вдовушка, как нам удалось заметить, только когда появляется у нее яркий брачный наряд.

Жила в Москве, однако ее внутренние биологические часы действовали очень четко: каждые шесть месяцев она линяла, в течение двух-трех недель превращалась в серенькую с грязновато-желтым оттенком птичку с черными крыльями. В таком заштатном виде пребывала примерно полтора-два месяца, затем опять линяла, но после этой линьки уже вновь одевалась в яркий наряд самца. Хвост птички достигал 20—25 сантиметров, поэтому в клетке жить ей было очень неудобно, и мы предоставили вдовушке полную свободу. Дверца клетки была постоянно распахнута настежь, туда она залетала несколько раз в девь — покормиться, попить, искупаться, а все остальное время она находилась вне клетки, жила в основном на кухне, у теплой газовой плиты. Была почти ручной, жила рядом с нами, совершенно не обращая внимания на людей.

Если зверек родился в неволе, он очень быстро привыкает к человеку, бывает веселым, послушным. Белки — свободолюбивые зверьки, неволи не любят. А если бельчонок родился в доме человека? Послушайте нашего гостя из Хабаровска, кандидата биологических наук Геннадия Ефимовича Рослякова.

Орешен

Мой сосед-охотник подарил нам маленького бельчонка. Ему от роду было не более месяца. У соседа давно жила белка, она-то и родила пятерых бельчат. Мои дети, Оля и Алеша, очень обрадовались зверьку и сразу окрестили его Орешком.

На семейном совете решили: притеснять белочку никто не будет. Пусть живет себе как ей хочется! Клетку ей купили, но в ней зверька не запирали.

Орешек рос быстро. Освоился в квартире. Узнал, что и где лежит.

Белочка была на удивление спокойной и дисциплинированной. С удовольствием играла с детьми и с нами, взрослыми. Ела немного, все, что ей предлагали. Но предпочтение, разумеется, отдавала орехам.

Жил Орешек у нас долго. Шли годы. Сначала зверек линял не так, как это происходит в природе, но потом вошел, как говорится, в норму и стал линять вовремя. Зимой он носил пу-