Юный Натуралист 1984-12, страница 22

Юный Натуралист 1984-12, страница 22

21

под окном поселились воробьи и начали целыми днями кричать без устали, он тоже стал чирикать.

Ужасно любопытный, Тим был труслив до крайности. «Мой дом — моя крепость»,— казалось, твердил он себе и ужасно не любил вылезать из клетки. Когда же приходилось делать это, он старался держаться рядом и в любую минуту готов был шмыгнуть обратно. Есть с рук начал сразу. Потом стал садиться и на плечо, щекотать, щипаться, словом, оказывать знаки внимания. А вскоре Тимоша совершил первый налет на цветы. Воровато озираясь, он стал обкусывать листья фиалок. Пришлось переставить горшки в другую часть комнаты, куда Тим еще не решался залетать.

Ленинград

Катя ЧИСТОВА

Иногда в нашем доме появляются совершенно неожиданные жильцы. Владимир Петрович Красиков подготовил к сегодняшнему заседанию рассказ о том, как у него в квартире возник целый муравьиный город.

Поселение в цветочном горшие

История эта началась прошлой осенью. Получил я из Беловежской пущи росток ципилиу-са, растения из семейства папирусов. Вечером накопал земли и посадил новосела в горшок. Утром вижу — жилец-то у меня не один: с землей принес я в дом и муравьев! Пересчитал — десять штук. Суетятся муравьи, никак не поймут, где это они очутились. Один круг за кругом бегает по краю горшка, а конца дороги нет. Другой спустился на дно поддона, тоже нервничает, натыкается на ручейки, просочившиеся из-под горшка. Несколько крупинок сахара, насыпанные рядом, сразу привлекают его внимание. Легкими прикосновениями он ощупывает незнакомые предметы и замирает. Я в это время рассматриваю его в лупу. Светло-коричневый, с рыжеватым отливом и весь блестящий. На большой лобастой голо

ве — два выпуклых черных глаза. Усики-антенны черные. Вот раскрылись мощные клещи-жвалы, и муравей пытается схватить ими кристаллик сахара. Изловчился, жвалы сомкнулись, и муравей деловито бежит за цветочный горшок.

Теперь каждое утро я пересчитываю свой маленький народец. Не разбежались бы. С поливкой возникли сложности. Ципилиус — растение болотное, любит воду, а муравьи ведь в болоте не живут. Вылезают на край горшка мокрые, совсем прекращают работу и сохнут.

Наступила зима. Затопили батареи. Нужно чаще поливать землю, чтобы не пересохла. А здесь муравьи! Только вот заметил я, что подозрительно быстро вода из горшка стала просачиваться в поддон. Незаметно стал меняться и рельеф почвы в горшке. Появились круглые отверстия — входы и маленькие терриконы земли возле них. Покажется шевелящая усиками голова, выберется на поверхность муравей, положит песчинку и снова скроется под землей. Трудятся с утра и до самой ночи!

Стал я подкармливать своих жильцов. Творог с сахаром им понравился. Подбегут, откусят кусочек и несут в свое подземелье.

Вот и весна пришла. Живет муравейник, и, видимо, не очень ему мешают все новые и новые пробивающиеся сквозь землю побеги ци-пилиуса. Появились мухи. Я положил новое угощение в горшок, где поселились «колонисты». Один из них в это время обследовал живущее здесь небольшое растение. Муравей тотчас же прекратил бегать и замер. Свесился до половины с листа и не шевелится. Ну, прямо разглядывает — что это там лежит? Долго так висел, а потом торопливо спустился и прямо к мухе. Потрогал ее усиками и скрылся. Не понравилось, подумал я огорченно, но тут вся колония высыпала наружу, и муха быстро исчезла под землей.

Наступил май. Ципилиус надо пересаживать, да и муравьям пора в родной муравейник. Взял я горшок с цветком и пошел на то самое место, где землю набирал. Каково же было мое изумление, когда, разрушая ком земли, я

Рис. Г. Кованова