Юный Натуралист 1985-01, страница 36

Юный Натуралист 1985-01, страница 36

36

представители этого племени кричат лишь от страха или от боли.

Чтобы побольше разузнать о диких европейских кроликах, ученые построили специальный загон, установили прожекторы и, боясь, что свет будет мешать зверькам, освещали площадку инфракрасными лучами. Однако, как выяснилось, кролики на свет прожекторов не обращали никакого внимания. Жизнь специально созданной «кроличьей страны» шла своим чередом.

Кролик — стадный и социальный зверек. В естественной обстановке кроличье племя обычно разбито на группы из двух-трех зверьков, у которых есть собственная территория, которую они стойко охраняют и защищают.

В норе кролик живет по нескольку лет и из года в год увеличивает число ходов. Давно обитаемая нора — это довольно сложное сооружение. Живут кролики в разных местах: в небольших лесах и в зарослях кустарников, в парках, садах и на открытых местах. Но любят овражистые, холмистые участки с песчаной почвой. Человека не очень-то боятся и часто селятся около его построек.

Кролики, и особенно самки, у которых крольчата в норе, очень привязываются к определенному, выбранному ими участку.

Кажется, что кролики такие мирные, такие тихие зверьки. Но это только кажется. В их среде царит жесткий иерархический порядок. В жарких схватках самец отстаивает право называться первым. Им, конечно, становится сильнейший.

Потом он выбирает себе крольчиху. Чтобы понравиться, ходит перед ней на негнущихся лапах, словно на ходулях, то и дело поворачиваясь к ней хвостом, демонстрируя его белую изнанку. Жених метит свою невесту с метрового расстояния или перепрыгивая через нее. Затем он опрыскивает и своих соперников.

Обосновывается главенствующая чета в той части территории, где растет самая сочная, самая вкусная трава. И заходить сюда строжайше запрещено всем, а в первую очередь самцам.

Имеет право он иметь и вторую семью. Но живет эта семья где-нибудь по соседству, не смея подходить к его дому, хозяйка не подпустит. А «сильнейший» не разрешает приближаться самцам-кроликам к территории своей второй избранницы. На ослушавшегося пришельца в бешенстве наскакивает, да так, что летит во все стороны шерсть клочьями, и покусан тот бывает изрядно.

Ученые проделали такой эксперимент. Удалили из колонии «сильнейшего». Что тут поднялось! Бешеные драки не прекращались до тех пор, пока опять не нашелся такой, который всех забил. Тогда возвратили в колонию бывшего «старшего». И, как выяснилось, не всегда ему удается занять прежнее положение. Иногда он скатывается по лестнице иерархии в самый низ, где обычно оказываются лишь

самые слабые, трусливые самцы. У них порой ни собственной норы, ни семьи не бывает. Спят где-нибудь прямо на земле.

Принадлежащую им территорию кролики метят особым пахучим веществом, которое выделяет железа, расположенная у самцов под подбородком. Почесываясь подбородком о различные предметы вокруг, кролик метит участок, где кормится.

Но вот наступает осень. И кролики, забыв о рангах и становясь равноправными, все вперемешку мирно пасутся на зеленой лужайке, а порой и отдыхают в одной норе рядом с «сильнейшим». Таковы их кроличьи законы.

Бегают кролики не очень быстро, зато вертки необычайно. Поймать взрослого кролика на земле не так-то просто, даже опытным собакам не всегда это удается.

Свой «дом» строит крольчиха. И благоустраивает его она. Самец лишь иногда делает вид, что работает. Но когда все будет готово, они оба заберутся в самую глубокую камеру и мирно будут спать с утра до вечера. Тут же рядом спят и крольчата.

Для своих малышей крольчиха устраивает теплое гнездо, выстилая его пухом. В нем не страшны ни холод, ни дождь.

Растут крольчата быстро. Через месяц мать уже бросает их и роет в норе новую камеру, чтобы вырастить следующее потомство.

Удивительно любопытным способом умеют кролики регулировать свою численность. Вызывается это, естественно, борьбой за существование, когда, например, бывает страшная засуха, сжигающая все зеленое вокруг. В такие времена, как установили ученые, часть кроличьего потомства не появляется на свет.

При неблагоприятных условиях зародыши на двенадцатый или двадцатый день растворяются в матке, и организм самки всасывает в себя питательные вещества, которые пошли на их рост.

Расплодившиеся же до невероятных количеств дикие кролики становятся настоящим бичом для сельского хозяйства. С середины прошлого столетия английские фермеры начали вести смертоубийственную борьбу с ними, изобретая орудия лова одно страшнее другого, вплоть до капканов-гильотин. Но попадали в них большей частью не те, против кого они сооружались, а лисы, барсуки, куницы, кошки, хищные птицы, то есть животные, которые были их естественными врагами и которые усердно на них охотились. А маленькие грызуны обгладывали кору с деревьев, съедали все вкусные травы на лугах, оставляя овцам лишь одни колючки.

В Австралии этот зверек перед человеком поставил настоящую кроличью проблему. Всего 16 кроликов из Англии привезли в 1859 году в страну кенгуру и утконосов. И выпустили в районе Джилонга в штате Виктория. За три года они настолько расплодились, что были признаны потенциальным бичом