Юный Натуралист 1985-09, страница 44

Юный Натуралист 1985-09, страница 44

42

тельных организаций. Ощутимую помощь оказал Всемирный фонд охраны дикой природы. Зоопарк был преобразован в Джерсийский трест охраны животных. Его почетным президентом стала английская принцесса Анна, а директором — Даррелл. При зоопарке создан Фонд охраны животных. Его цель—приобретение животных тех видов, которым грозит истребление.

Мы попросили Даррелла рассказать о работе фонда.

— Сейчас у нас на острове Джерси около тысячи животных девяноста видов. Сорок три из них находятся на грани вымирания. Недавно удачно завершилась работа с розовым голубем, который обитает на острове Маврикий. Мы привезли в зоопарк всего несколько птиц. Вы, наверное, знаете, что в природе их осталось около тридцати. Теперь мы дали жизнь двумстам птицам и нескольких выпустили на волю в ботаническом саду на Маврикии.

— С советскими зоопарками у вас есть контакты?

— Несколько лет назад с острова Джерси в Московский зоопарк приехал на длительный срок самец очкового медведя, включенного в Международную Красную книгу. Одновременно его «братишку» передали в зоопарк Нью-Йорка. Я побывал в Московском зоопарке. Медведь вырос, у него есть подруга.

— Ваше мнение о значении зоопарков как центров накопления и сохранения генофонда редких животных?

т- Я считаю зоопарки очень важным местом для таких работ — как с точки зрения экологического образования, так и восстановления видов. Ведь во многих частях земного шара нарушено равновесие в природе. Мы уничтожаем леса, расчищая землю под сельскохозяйственные угодья. «Последние из могикан» — редкие и исчезающие животные — должны найти убежище хотя бы в зоопарках.

На мой взгляд, еще одну полезную вещь мы делаем на Джерси. Я называю это «мини-университетом». У нас проходят практику студенты из разных стран. Ведь животных надо восстанавливать в тех уголках земного шара, где они когда-то обитали. А люди там подчас слабо подготовлены для такой работы.

Первый свой фильм о природе нашей страны Даррелл стал снимать в Приокс-ко-Террасном заповеднике. Расположен

он в ста километрах от Москвы на берегу Оки.

Пасмурный день, но съемки не отменяются. В заповеднике находится Центральный зубровый питомник. Он-то и привлек внимание съемочной группы Даррелла. Как известно, в начале нашего века зубры в природе были полностью истреблены. Осталось несколько десятков в разл1 чных европейских зоопарках. С них и началось возрождение зубров. Выдающуюся роль в этом сыграл Центральный зубровый питомник.

Ученый, старейший зубровод страны Михаил Александрович Заблоцкий,основатель питомника, подробно ответил на все вопросы Даррелла: и об истории спасения зубров, и о том, сколько их сейчас в стране, куда расселяют великанов, каково меню у этих зверей.

Дарреллу вместе со съемочной группой разрешили войти в один из загонов, где находилась пара зубров. Животные привыкли к людям. Однако Даррелл был недоволен, что беседа о зубрах проходит в отдалении от животных. Постепенно они с М. А. Заблоцким стали приближаться к зубрам. Животные насторожились. Зубровод подал сигнал: дальше подходить опасно. У этой невидимой черты и состоялся разговор Даррелла с Михаилом Александровичем.

Затем был чай в домике лесника, воспоминания о дальних встречах с животными.

Даррелл — замечательный рассказчик, обаятельный, веселый и остроумный.

— У ловцов диких животных,— говорит он,— всегда в запасе немало занятных историй. Особенно если вам приходится потом содержать детенышей. Детеныши во многом еще зависят от своих матерей. Они их согревают, особенно ночью. И самое простое: если детеныши спят вместе с вами в одной постели.

Должен сказать, что в моей постели побывали многочисленные представители животного мира. Однажды я отловил детеныша белки. Крошечного малыша. Держал его в маленьком ящике с ватой под подушкой.

Шло время. Бельчонок подрос. У него открылись глазки. Он стал смелее. И каждое утро покидал коробку и появлялся на моей подушке. Затем исчезал куда-то. А потом возвращался и приносил мне своего рода подарки — подгнившие