Юный Натуралист 1986-06, страница 13

Юный Натуралист 1986-06, страница 13

ла волкам не попадаться нам на глаза, но по следам их пиршеств мы знали, что живут они тут королями, безнаказанно расправляясь с оленями. Не раз встречались мне росомахи — хитрые и осторожные звери. Много пленки я извел на съемку зайцев, пищух, куропаток, белок-летяг. Снимал воронов, кукш, орланов, канюков, гусей, пуночек, трясогузок, воробьев, ласточек-береговушек и обыкновенных кукушек. Но более всего радовался тому, что отыскал и снял здесь редчайших белых кречетов. Да, мир Путораны оказался поистине нетронутым, «потаенным миром»...

1 1

до середины, все стадо устремлялось за ней.

— Удивительное зрелище,— вполголоса произнес охотовед, прилетевший из Москвы.— А ведь это не парк, не заповедник, не охраняемая территория. Диву даешься, до чего же огромна наша страна, если сами по себе в ней сохранились такие уголки природы. Вот если бы можно было все так, в той же нетронутости сохранить на века. Какой подарок был бы нашим потомкам!..

Сохранить на века... Тогда было все-таки принято решение создавать заповедник по проекту на реке Логате. Заповедник этот давно уже существует.

Олени шли в трех десятках метров от нас. Светлые на голубом льду, на фоне темных береговых террас и поднимающихся в отдалении силуэтов гор, они казались бесплотными лесными духами. Не слышно было стука копыт. Плавно, вытянувшись цепочкой, они пересекали реку и исчезали в лесу, словно и не было их.

Проходило время, и, подчиняясь какому-то неведомому ритму, стада оленей вновь возникали на вершинах противоположных гор. Как снежная лавина, они быстро скатывались вниз, легко проходя сквозь редколесье. Но, дойдя до берега реки, останавливались, скапливаясь, как вода перед плотиной. В настороженной тишине от стада отделялась одинокая важенка, выходила вперед и, озираясь и принюхиваясь, изучая лед, начинала медленно продвигаться к противоположному берегу. Как только она доходила

В прошлом году со своей киногруппой в нем побывал Джеральд Даррелл, оставшись в восторге от тундры и птиц, каких он здесь увидел. Свою поездку на плато Путорана я вспомнил теперь не случайно. Два дня назад мне позвонил Феликс Робертович Штильмарк, главный проектировщик первого заповедника на Таймыре, настоявший на том, чтобы он был на речке Логате.

— В Путорану отправляется проектно-изыскательская экспедиция,—г- сказал он.— Не хотите ли принять участие? Будем создавать заповедник и здесь.

Что же, значит, ездил я в Путорану не напрасно. И не напрасно был напечатан очерк в «Вокруг света». Будет оленям где зимой отдыхать, где выводить птенцов орланам и белым кречетам...

В. ОРЛОВ Фото автора