Юный Натуралист 1986-07, страница 16

Юный Натуралист 1986-07, страница 16

Около двух лет у меня живут рыбки в аквариуме. И все это время вместе с ними живет рыбка, которую в наших местах называют песчанкой. Посмотришь на нее — вроде бы ничего в ней особенного. Но вот что интересно: перед плохой погодой песчанка начинает быстро плавать и попискивает. Эта рыбка предсказывает погоду лучше всякого барометра. А может быть, правда, есть животные, которые могут предсказывать погоду?

Евгений СУТЫРИН

г. Липецк

Едва ли найдется человек, который не интересуется прогнозом погоды, хотя синоптики порой и ошибаются.

Метеорологи много работают над совершенствованием приборов и аппаратов, действующих на принципах физики и механики. Они широко используют ЭВМ, применяют на спутниках сложную оптическую аппаратуру. И хотя по радио и телевидению мы часто слышим прогноз погоды, на самом деле это скорее ее расчет или вычисление. Например, метеорологи считают, что начавшийся циклон распространится на такую-то область, а антициклон сместится в это время севернее. Но вдруг все получается наоборот, появилась какая-то «аномалия» и изменила всю картину.

А ведь есть на земле существа, которые действительно предсказывают, в какую сторону переместится циклон с учетом всех аномалий, и прогнозируют это без всяких расчетов. Ученые называют сейчас около 600 видов животных и 400 видов растений, которые могут выступать как барометры, индикаторы влажности и температуры, предсказатели штормов, бурь или хорошей безоблачной погоды. Давайте пройдемся по лестнице живых существ и посмотрим, кто на что способен.

Немного еще сделали ученые, чтобы определить, как ведут себя одноклеточные организмы перед изменением погоды! Известно, например, что бактерии реагируют на солнечную активность. Чем активнее солнце, тем больше на нем бушует протуберанцев, тем быстрее размножаются бактерии. Отсюда порой и вспышки эпидемий.

Перед сменой погоды, особенно перед грозой, происходят изменения электромагнитных колебаний в атмосфере. На эти изменения откликаются некоторые простейшие организмы, например, хламидомонады. Видимо, улавливая радиоволны от электрических разрядов, хламидомонады располагаются перпендикулярно к идущим волнам. Так что,

посмотрев на хламидомонад в микроскоп, можно не только судить о приближении грозы, но и приблизительно определить, откуда движутся грозовые тучи, хотя небо может быть еще чистым.

Поднимаясь выше по эволюционной лестнице, обратим внимание на медузу. На краю колокола у нее расположены примитивные глаза и органы равновесия, слуховые колбочки величиной с булавочную головку. Это и есть «ухо» медузы. Однако слышит оно не просто звуковые колебания, доступные нашему уху, а инфразвуки с частотой 8—13 герц.

Перед штормом усиливающийся ветер срывает гребни волн и захлестывает их. Каждое такое «захлопывание» воды на гребне волны порождает акустический удар, а все вместе они дают инфразвук, его-то и улавливает своим куполом медуза. Колокол медузы усиливает инфразвук, как рупор, и передает на «слуховые колбочки». Шторм разыгрывается еще за сотни километров от берега, он придет в эти места примерно часов через 20, а медузы уже слышат его и уходят на глубину.

Нужно отдать должное бионикам, которые создали электронный автоматический аппарат — предсказатель бурь, работа которого основана на принципе «инфрауха» медузы. Созданный прибор может предупредить о готовящейся буре за 15 часов, а не за два, как обычный морской барометр.

Везде, куда бы мы ни пришли, есть живые барометры. Такими «приборами» в лесу, в поле, у моря или на берегу озера будут членистоногие: ракообразные, пауки, насекомые.

В наших пресных водоемах раки перед дождем выползают на берег. Сходную картину можно увидеть и в море. Если маленькие крабики, раки-отшельники, бокоплавы ушли на берег — значит, быть шторму.

Еще при ясном небе муравьи стремительно закрывают все входы в муравейник. Пчелы перестают летать за некта