Юный Натуралист 1987-02, страница 32

Юный Натуралист 1987-02, страница 32

В гостях у Плута

и Очкарика

«Обезьяны! Обезьяны! Смотрите, какой забавный малыш!» — доносилось со стороны водопада.

Два самца-гамадрила Махмуд и Мартын, ревниво поглядывая на своих подруг, спускались мимо нас по склону к грохочущей воде. Внизу небольшую группу изумленных экскурсантов внимательно разглядывала обезьянья молодежь, а молодые самцы Плут и Очкарик уже наводили ужас на туристов, ощупывая стоящие рядом рюкзаки. Пришлось вмешаться, и недовольные «хозяева» уселись на окрестных камнях, уминая полученные угощения.

Позвольте, какие обезьяны? У нас же не тропики! Но тем не менее самые настоящие обезьяны, павианы гамадрилы, живут на Кавказе круглый год, свободно перемещаются по территории заказников и даже увеличиваются в числе. Но давайте все по порядку.

Как известно, обезьян разводят для медицинских исследований в питомниках и вивариях и в нашей стране, и за рубежом. Исключительную роль обезьяны в качестве экспериментального животного подчеркивал еще в 1932 году ученый-биолог П. В. Бочкарев, который писал: «Только на обезьяне можно про

вести точные исследования лечебного действия и безвредности новых лекарственных препаратов, позволяющие распространить получаемые результаты на человека».

Однако большой интерес и с научной, и с практической точки зрения представляет также метод свободного содержания обезьян в заказниках. В нашей стране Кавказ со сравнительно ровным климатом — наиболее благоприятный в этом отношении регион. В 1971 году по инициативе академика Академии медицинских наук СССР Б. А. Лапина примерно на 43-й параллели в северном полушарии был осуществлен смелый опыт по акклиматизации обезьян в лесах Черноморского побережья Краснодарского края.

...К наблюдению за стадом павианов мы готовились заранее, с вечера. Расчертили полевые дневники для записи суточной активности, сложили в рюкзаки бинокли, термос и небольшой запас продуктов. Рано утром, наскоро позавтракав и прихватив фотоаппаратуру, мы вышли в темный и блестящий от росы лес. Дорога к обезьяньей ночевке в предрассветной мгле показалась короткой. На крайнем невысоком каштане сидел молодой самец Голубчик и смот