Юный Натуралист 1987-02, страница 30

Юный Натуралист 1987-02, страница 30

малыши, которые весят около а килограммов, набирают иногда до полцентнера веса. И на этом мать заканчивает кормить своего младенца — покидает свое дитя. У нее начинаются другие заботы — подошла пора гона.

И тюленята остаются на льдинах без родителей. Это вполне безопасно. Ведь врагов у них в море нет. Волки сюда не добираются, и белых медведей здесь нет — они живут значительно севернее. Да и в это время они еще в берлогах лежат.

Гонимые течениями и ветрами, льдины неторопливо плывут на север. Бельки понемногу линяют — превращаются в хохлуш, привыкают к сиротству. А оно, вероятно, им и непонятно. Ведь после того как их покинули матери, они ни разу в воду не спускались и ничего не ели. Так уж устроена их жизнь: пока в серок не превратятся, не узнают, что такое вода, и не попробуют рыбы. Это случится через месяц после рождения, тогда в море и сойдут первые серки.

У родителей к этому времени закончится гон. Самцы образуют большие залежки на льдинах, начнут линять — менять зимнюю шубу на летнюю. Самки уйдут из Белого моря. Куда? Как полагают ученые, в район Баренцева моря, там они должны как следует отдохнуть, подкормиться. Ведь за период выкармливания малышей и гона они сильно похудели. К своим близким они возвращаются примерно в двадцатых числах апреля. И снова вылезают на льдины. У них

подошла пора линьки, которая длится до середины мая.

Ветер и течения несут нерастаявшие льдины на север, и вместе с ними уходит стадо беломорских тюленей.

Все лето животные держатся в океане возле ледовой кромки, а осенью начинается их обратный путь — в Белое море.

За беломорской популяцией гренландских тюленей постоянно наблюдают ученые. С самолетов, снабженных специальной аппаратурой, ведут съемку залежек. Довольно точно подсчитывают количество животных.

Гренландские тюлени — промысловые звери. Зная их численность, можно планировать добычу без ущерба поголовью.

Конечно, ученых интересуют не только вопросы численности беломорской популяции. Они выясняют возрастную структуру стада, как влияет промысел на тюленей. Их волнуют особенности поведения животных и возраст родителей. Ученым важно выяснить и причины колебаний естественной смертности в стаде. Это тоже очень сложный вопрос. Надо вовремя узнать, нет ли среди тюленей какой-либо эпизоотии. А выяснив размеры и вес, можно судить о состоянии здоровья тюленей.

Вместе с учеными промысловики согласуют сроки и размеры добычи. Для того чтобы подробнее узнать пути миграции тюленей, их метят.

Ежегодно в селе Койда на севере Архангельской области базируется зверобойная экспедиция. В течение двух недель ведется отлов хохлуши. Вертолетами вывозят их со льдин на берег и содержат до состояния серки в вольерах. На лед машины обычно не сажают. Они зависают, и в это время к ним прикрепляют контейнер на стропах. За рейс перевозят 50—60 зверей.

Регулярно над Койдой появляется самолет ИЛ-14 и сбрасывает вымпел с коробкой, в ней карта дрейфа льдов, на которых держатся тюлени.

В сторону моря идут вертолеты, к ним подцепляют контейнеры. Плывут, крошатся льдины с тюленями. На них высаживаются люди и собирают хохлуш, засовывают их в специальные сетки и грузят в вертолетные контейнеры.

Случается, льды с животными проходят недалеко от берега, где расположено село Койда, но чаще приходится летать за десятки километров. Почему так про

ь.