Юный Натуралист 1987-11, страница 6

Юный Натуралист 1987-11, страница 6

менные города, работают мощные машины. Это, конечно, первое, что бросается в глаза, но, внимательно исследуя природу по обе стороны заповедной границы, мы найдем немало и более глубоких различий. И лес в заповеднике часто не такой, как вокруг, и обитатели его другие, и почва отличается, и вода в реках, а иногда даже и воздух.

Некоторые заповедники создавались поначалу с узкой конкретной целью: например, сохранить бобра в Воронежском заповеднике или соболя в Баргузинском. Теперь цель большинства заповедников — сохранить и изучить весь комплекс природы. Есть и такие заповедники, сотрудники которых изучают природные процессы не только в пределах заповедных границ, но и на соседней территории, на землях, освоенных человеком. В заповедниках сейчас, кроме ботаников и зоологов, работают почвоведы, гидрологи, климатологи и даже экономисты и социологи.

Научные сотрудники имеют возможность круглый год наблюдать и исследовать явления природы. Тем и ценен такой заповедник для науки. Ни одна экспедиция не в состоянии собрать такой научный материал, какой из года в год накапливают заповедники. В этих материалах данные о рельефе, почвах, климате, водоемах, растительном и животном мире. Можно познакомиться с календарем природы, проследить сроки и признаки движения сезонов года, узнать, как отразились на природе заповедника сооружения, например, гидроэлектростанции или строительство крупного завода поблизости.

Не правда ли, это напоминает хронику исторических событий, летопись минувших дней? Главные научные материалы в заповедниках так и называются — Летопись Природы.

Систематические научные наблюдения — отличительная черта советских заповедников. До недавнего времени материалов, похожих на Летопись Природы, в других заповедниках мира не собирали. Да, по существу, настоящих заповедников в других странах и не было. Строгая и полная неприкосновенность природных участков — еще одна особенность заповедников Советского Союза.

Дело охраны природы развивается во всем мире, и успех его возможен только при сотрудничестве разных государств.

С 1970 года действует международная программа «Человек и биосфера». Ее цель — организовать научные исследования и практические меры по охране природы во всех уголках земного шара. Эта программа не оставила без внимания и заповедники.

В 1974 году ученые разных стран разработали план создания заповедников нового типа, назвав их «биосферными». Основная их идея — постоянное наблюдение за тем, как ведет себя природа, если человек совершенно ей не мешает, и как она реагирует на те или иные вмешательства.

В нашей стране до сих пор не было издания, в котором обобщались бы все самые интересные сведения о каждом заповеднике: о его истории, научной работе, природе. Такое издание, полезное и специалистам, и всем, кому дорога заповедная природа нашей Родины, теперь появляется. Задумано оно как 10 больших книг, и две из них уже увидели свет. Выпускает их издательство «Мысль». Над этой серией книг, которая называется «Заповедники СССР», трудится большой коллектив. Возглавляют работу над всей серией известные ученые — академик В. Е. Соколов и член-корреспондент ВАСХНИЛ Е. Е. Сыроечковский. Они — ответственные редакторы этого уникального издания.

Серия «Заповедники СССР» начинается книгой «Заповедники Дальнего Востока», вышедшей в 1985 году. 300 страниц текста и многочисленные цветные фотографии рассказывают о 13 заповедниках Магаданской, Камчатской, Амурской, Сахалинской областей, Хабаровского края и Приморья. Читатель совершит путешествие на полярный остров Врангеля, называемый натуралистами «Островом арктических сокровищ», побывает в сказочной Долине гейзеров на Камчатке, познакомится с чудесами подводного мира в единственном в нашей стране морском заповеднике близ Владивостока.

Читатель познакомится с растительным и животным миром заповедников, с редкими видами, занесенными в Красную книгу, с повадками некоторых животных. Почти на каждой странице — одна или несколько цветных фотографий заповедных ландшафтов, типичных и редких их обитателей. Том заканчивается главой о будущих заповедниках региона.