Юный Натуралист 1988-02, страница 5

Юный Натуралист 1988-02, страница 5

3

головку — увеличивается кустик оленьего мха за целый год. После того как попасется на нем стадо оленей, ягель должен «отдыхать» лет десять. Если не дать ему такой передышки, лишайник погибнет. А почва, лишившись растительности, начнет разрушаться — ветер, дождь и морозы погубят, развеют тонкий плодородный слой.

Под натиском домашних стад дикие северные олени едва не погибли от бескормицы. Чтобы спасти их, мало было одного только запрета на охоту. В сложившихся условиях необходимо было обеспечить им пастбища, безопасную среду обитания. Такую, где их не теснили бы домашние стада, не беспокоили охотники, хозяйственная деятельность людей.

Это оказалось тем более важно, что к тому времени на Кольском полуострове были обнаружены огромные залежи ценнейших полезных ископаемых — медно-никелиевой руды и камня плодородия апатита. Едва потревоженный веками уголок планеты превратился в крупнейший индустриальный район.

В сказочных синих лесах возникли города и поселки. Пролегли широкие просеки, прорезая вековые боры и моховые болота. Высокие каменные плотины

перехватили бурные реки. Влияние человека на природу этого удивительного края неизмеримо возросло. В прежде ничем не нарушаемую тишину ворвались шумы заводов и фабрик, многолюдных городов и поселков. Отходы промышленных предприятий загрязнили землю, воздух и воду. Резко ухудшились условия существования всего живого. А вырубка лесов на дрова, для строительных нужд лишила убежища и корма многих лесных обитателей.

Только в заповеднике, в тишине и покое, могли найти приют дикие олени, все звери и птицы, вытесненные с привычных мест обитания.

К тому времени старинное название местного населения — лапландцы — вышло из употребления. Однако заповедник был назван Лапландским как хранитель не только природы, но и истории этой немногочисленной северной народности.

В ясную погоду, когда самолет, направляющийся в Мурманск, начинает снижение, через иллюминатор можно окинуть взлядом просторы заповедной Лапландии. С юга на север протянулся горный хребет Чуна-тундры. Его главная вершина Эбручорр возвышается на