Юный Натуралист 1988-02, страница 7

Юный Натуралист 1988-02, страница 7

ковые березы и ивы. Корявые, морщинистые стволы извиваются, стелются в щелях между камней; круглые, маленькие, словно медные копеечки, листочки трепещут на ветру.

Вершины горных тундр — каменные россыпи или голые скалы. Издали кажутся они совершенно безжизненными. А присмотришься — и тут не иссякает жизнь. Каменные россыпи почти сплошь покрыты зеленовато-желтыми, черными, оранжевыми пятнами накипных лишайников. Между ними колышутся на длинных стебельках ярко-желтые венчики альпийских маков, розовато-фиолетовыми огоньками вспыхивают цветки стелющейся камнеломки. Пухлые, как подушки, островки ягеля, курчавые головки снежной цетрарии, кустики вероники над обрывом — причудливо вплетаются в дивный цветной узор.

А сколько здесь грибов и ягод! Иные поляны с низко летящего самолета кажутся розовыми — такое обилие красных подосиновиков поднимается над поверхностью земли.

А вот животный мир небогат. Кроме оленей, из млекопитающих здесь водятся лоси, медведи. Встречаются росомахи. Из ценных пушных зверей — выдра, норка, куница, горностай. Эти зверьки, как и олени, в прошлом пострадали от хищнической охоты. К моменту создания заповедника их оставалось совсем немного. А речной бобр, некогда живший в здешних водоемах, вообще исчез.

Немногочисленны и представители водоплавающих пернатых — это главным образом различные породы уток. Тем радостнее видеть здесь редкостную по красоте и величию птицу — белоснежного лебедя-кликуна. В начале апреля прилетают лебеди на порожистые незамерзающие реки, выводят потомство и вновь откочевывают в теплые края до следующей весны.

На зиму остаются глухари, тетерева, рябчики. От морозов и метелей спасаются под снегом — покормятся и сразу же зарываются в пушистое покрывало.

Под метровым слоем снега прячутся и мелкие зверьки, а олени и лоси на зиму перебираются в горные тундры — там меньше снега, легче откапывать корм. Разрывая копытами снег, пасутся стада на выдуваемых ветром ягельных участках.

Ничто не угрожает животным, не нарушает их покоя. Не только охота — всякая хозяйственная деятельность запрещена в заповеднике. Лишь с разрешения дирекции допускаются сюда экскурсионные и туристские группы, совершают посадку вертолеты. Благодаря строгим мерам сохраняется уникальный природный комплекс, расположенный поблизости от высокоразвитого индустриального района.

М. САМСОНОВА Фото В. Сергиевского и И. Сухова

Речные выдры.