Юный Натуралист 1988-04, страница 13

Юный Натуралист 1988-04, страница 13

глазах у «кормилицы» стал умирать, она решилась позвонить в охотинспекцию. Птенца взял к себе Котов, свозил больного в ветлечебницу, где Кириллу спасли жизнь. А после, уже на кордоне заказника, птенцу пришлось буквально в рот заталкивать порезанную рыбешку.

Стоило ли столько возиться из-за какого-то птенца? Орлан-белохвост — птица в наше время довольно редкая, занесена в Красную книгу. Например, белорусские ученые с сожалением отметили, что на территории их республики живет всего шесть пар этих птиц. Согласитесь, синее небо без парящего орлана или ястреба, сокола или канюка выглядит пустынным. В Елизаровском заказнике зарегистрировано двадцать четыре гнезда орланов-белохвостов.

Недавно Гелий Николаевич был в Тюмени, заглянул ко мне, и первым сообщением его, конечно же, было известие о судьбе Кирилла.

Вскоре Кирилл поднялся уже на крыло. Но через каждые два-три дня прилетал на кордон, где его еще подкармливали, у самого-то не хватало пока сноровки прокормить себя.

— А однажды,— рассказывал Котов,— я увидел над рекой парящего молодого орлана. Было это километрах в пяти от кордона.

Подумал, вдруг это Кирилл, позвал по имени, и он сел ко мне прямо в лодку!

Это действительно дружба между человеком и птицей, иначе не скажешь...

Отправляясь в Елизаровский республиканский заказник, который находится почти в центре земли Югорской, к северу от Ханты-Мансийска, административного центра Ханты-Мансийского автономного округа, я рассчитывал попасть в настоящую тайгу. В моем воображении рисовались темно-хвойные урманы, голубизна тихих и загадочных озер, в водах которых, как в зеркале, отражаются островерхие ели. И мог ли я предполагать, что попаду в степное раздолье! А получилось именно так. После впадения Иртыша Обь образует обширнейшую пойму, изрезанную многочисленными протоками. Луговые травы волнами колышутся на ветру, как ковыль в степи. Открытые участки — идеальное место для гнездования водоплавающих. Сама же Обь со своими многочисленными протоками — основная магистраль весеннего пролета птиц. Многие из них оседают

2*

МОЯ РОДИНА'

т

здесь. Достаточно сказать, что, по данным учета, только лебедей гнездится в заказнике двести двадцать пар. И, конечно же, множество уток.

Центральный участок находится неподалеку от поселка Ягурьях. Расположен он на островке. Впрочем, здесь любой участок суши по существу остров, потому что весь заказник изрезан массой проток, больших и малых, а общая длина их — тысяча триста километров. Это немало, если учесть, что территория заказника занимает площадь семьдесят шесть тысяч гектаров. Протоки здесь как улицы большого города, где можно заблудиться. Напрашивается вопрос: где же дома? Дома здесь — утиные дуплянки. Многие наверняка знают, что такие утки, как лутки да гоголи, предпочитают гнездиться в дуплах деревьев. Так проще сохранить гнездо от главных разорителей — ворон и лисиц. А много ли найдешь дупел в естественных условиях, да еще в пойменном лесу, где предпочитает расти тонкий тальник? Вот егеря и вывешивают для уток искусственные

Гнездо лебедя.