Юный Натуралист 1988-04, страница 20

Юный Натуралист 1988-04, страница 20

Откуда-то с вершины послышался знакомый резкий крик. Развернутый строй белых узкокрылых птиц медленно пролетал над домами. Над Москвой появились чайки, первая примета того, что на реках пошел лед. Видимо, и первые утки появились на полыньях озер и по затопленным низинам. Вот-вот начнут прилетать кулики. Вылезут из зимних убежищ лягушки. Кружковцы зоопарка собрались в поход.

Одним из первых любимых местечек для кружковцев зоопарка стала станция Луговая. На живописных берегах неширокой Учи наблюдали они вечерние перелеты уток над заросшими заливами водохранилища, слушали таинственные крики болотных курочек. Впервые увидели здесь юннаты крошечного воробьиного сы-чика, о котором до этого знали только по книгам.

Тихие заливы и подступавшие к ним старые леса приютили многих птиц, редких в других местах: наблюдали за коршунами, которые строили гнезда на дубах, и за пустельгами, что занимали старые вороньи гнезда. В апреле птицы приводили гнездовья в порядок, насиживание и выкармливание птенцов происходило уже позже. Вот пустельга отложила первое ржаво-крапчатое яйцо в гнездо на высокой елке. Но на другой день яйцо куда-то исчезло. Несмотря на это пустельга отложила в то же гнездо еще два яйца.

А у коршуна другие неприятности. Когда началась яйцекладка, два из четырех отложенных яиц провалились между сучьями и погибли, но два оставшихся птицы высидели нормально.

На озере Киево издавна гнездились озерные чайки. Чайки не покинули своих гнездилищ и поныне, и, подъезжая к Луговой, из окна электрички можно наблюдать тучи белых птиц, следующих за работающими в поле тракторами.

Нравилась ребятам река Клязьма, катившая свои прохладные воды по пескам, подмывая корни елок, ольх и осин. Здесь вечерами вдоль дорог тянули вальдшнепы. В старой осине одновременно гнездились и скрытные лесные голуби клинтухи, и крикливые черные дятлы, пробившие новое дупло выше старого, занятого голубями.

Побывали юннаты в глухих районах тверских и костромских земель, попали на Перховское озеро и надолго привязались к этим местам. В ночь они уходили в старый бор, замшелый и заваленный буреломом, где по зорям со всех пригорков гудели и чуфы-кали токующие косачи. А вечером на берегу под старыми соснами слушали свист утиных крыльев, кряканье уток и жвяканье селезней, опускавшихся на озеро.

Апрель подходил к концу. Весенний лес звенел птичьими голосами. Возле вырубки жужжали яркие вьюрки, со старых осин надрывно гудел клинтух, с высокого пня пронзительно кричала вертишейка. Вечером на той же вырубке слышались таинственные голоса филинов.

А по утрам вставало яркое солнце. Деревья с шелестом стряхивали кухту и тянули кверху мокрые зеленые ветки. Над полем начали подниматься с протяжными трелями кроншнепы.

Неинтересных мест для юннатов не бывает, надо только учиться видеть, что происходит в природе.

В. ГУДКОВ

Рис. автора