Юный Натуралист 1988-06, страница 13

Юный Натуралист 1988-06, страница 13

|незабытые|

Мне посчастливилось принять близкое участие в организации юннатского движения с первых его шагов.

Все решила встреча в январе 1918 года с председателем районного Совета в Сокольниках — Иваном Васильевичем Русаковым.

При встрече Иван Васильевич поделился своей давнишней мечтой об организации в Сокольнической роще станции для детей — любителей природы и предложил:

— Не могли бы вы взяться за организацию такой станции? Это можно начать с весны. Мы вам поможем.

Что я мог ответить? Я был просто в восторге и тут же дал свое согласие.

Однако приступить к организации биостанции зимой — в январе — было невозможно. Пришлось отложить до весны.

А время, как всегда, бежало быстро. Вот уже и наступила весна 1918 года. Определилось местоположение станции: северная окраина Сокольнической рощи.

По нашей просьбе райсовет реквизировал небольшую летнюю дачу с участком на Ростокинском проезде.

Спешно на участке расставили мы большие аквариумы, террариумы, достали улей с пчелами, на деревьях развесили скворечники, дуплянки и поилки для привлечения птиц.

К 15 июня 1918 года станция была готова к открытию.

Сначала мы организовали экскурсии. Мы получали много восторженных отзывов и писем от экскурсантов.

Первые юннаты проводили также наблюдения над осами, над появлением детенышей у живородящей ящерицы, над откладкой яиц ужом, над линькой безногой ящерицы медянки, над бабочками и птицами в окрестностях станции.

Время от времени на станции происходили события, волновавшие всех юннатов.

Утром, придя на станцию, юннаты открыли окна. Был теплый, солнечный день. И вдруг в комнате начали появляться бабочки. Они влетали в раскрытые окна,

кружились по комнате и в конце концов направлялись к клеточке, в которой воспитывались гусеницы различных бабочек и сохранялись их куколки. Бабочек прилетало все больше и больше, и постепенно комнаты ими наполнялись. Чем же можно было объяснить прилет в помещение станции столь многочисленных гостей? Мы вспомнили, что еще летом юннаты собирали на малине, иве, дубе гусениц бабочки кистехвоста и помещали их в клетку. Сняли крышку и посмотрели, что же там произошло. Оказалось, что из куколки кистехвоста вывелась бескрылая самочка. Эту бабочку еще называют «оргия антиква». К ней и начали прилетать самцы бабочки этого же вида.

Среди многочисленных совещаний, на которых мне приходилось выступать с докладами о работе станции,особенно запомнился отчет на сессии райсовета.

По правде говоря, я почувствовал некоторую скованность и неудобство говорить в такой аудитории о маленьких делах биостанции. Во время своего выступления я показывал коллекции бабочек белянок, вредителей овощных растений, жучков-короедов, губящих наши леса, обрекающих на вымирание могучие великаны сосны в Сокольниках. Говорил о значении охраны природы и зеленого массива Сокольнической рощи.

Хотя это и было еще далеко от повседневных нужд населения, слушатели как-то просветлели.

Последующие выступления нескольких членов Совета и заключительное слово председателя И. В. Русакова о заботливом отношении Советской власти к детям, о возможности работы детей среди природы окончательно расположили собрание в пользу культурного учреждения.

Теперь мы стали уверенно намечать планы дальнейшего развертывания деятельности биостанции.

Была выдвинута мысль об организации при биостанции летней колонии для детей — юных любителей природы. Это предложение было поддержано Советом рабочих депутатов Сокольнического рай-