Юный Натуралист 1988-06, страница 10

Юный Натуралист 1988-06, страница 10

ЧТОБЫ РАДОВАЛИСЬ ВСЕ

Старый Арбат. Центр Москвы. Узкие улицы и переулки, тесные дворы, редкие крохотные скверики. Выросло здесь несколько поколений московских мальчишек и девчонок — учились, дружили, мечтали. И всегда были проблемы. Негде погулять с собакой, мешают в квартирах морские свинки и хомячки, негде поставить систему аквариумов, чтобы рыбки размножались. А о том, чтобы завести большую птицу, например, ворона или сову, и мечтать не приходилось.

И вот осенью 1986 года ребята решили устроить на Арбате свой собственный зоосад. Появилась эта мысль у Саши Левина. «Заразить» своими идеями он мог любого. Для живого уголка «выбили» часть первого этажа старого дома в переулке. В помещении было холодно, на полу горы мусора и слой липкой грязи, стены ободраны. Но была мечта создать здесь необыкновенный, почти фантастический мир с бассейном, экзотическими растениями, с вереницей сверкающих аквариумов, вольерами и террариумами.

Закипела работа. Все свободное от учебы время ребята проводили в будущем зоосаду. Отдирали гнилые доски от пола, вставляли стекла в окна, носили кирпичи, собирали ржавые трубы и сетку. В минуты отдыха ребят согревали горячие споры о том, как и что устроить, чай в термосе и бублики.

Наступил долгожданный день, когда в центре зала из стекла, кирпича и камешков был сооружен бассейн. Но пришла и беда. Не стало Саши Левина, он умер в 17 лет, завещав мечту о будущем зоосаде, как часть своей жизни.

Ребята дали слово построить зоосад

ко дню восемнадцатилетия Саши. Работали все. Строители помогали раствором и досками. ДЭЗ — сваркой, раковинами, краской. Дети и родители мешали раствор, клали кирпичи, отливали гипсовые плиты, варили металлические конструкции, убирали мусор, мыли полы.

Работу закончили за минуту до торжественного открытия. 29 апреля 1987 года приехали гости, ребятам-строителйм торжественно вручили членские билеты, все вместе пили чай, принимали поздравления, слушали теплые слова.

А затем началась каждодневная работа. Те, кто устраивал аквариумы, вошли в секцию аквариумистов, кто строил клетки и вольеры — в секцию орнитологов, маммологов, герпетологов. Зоосад заполнялся. Ботанический сад подарил растения, Московский зоопарк — белок, попугаев, смеющихся горлиц, ворона, аквариумных рыб. Приносят животных и арбатские жители.

Главными в работе стали те, кто в самом начале присоединился к Саше Левину, кто строил зоосад. Это Саша Смирнов, Андрей Зубрицкий, Олег Бостон, Алексей Игнатьев, Сергей Полунин. Был избран совет зоосада. В него вошли ребята и трое взрослых. Председателем совета стал Андрей Зубрицкий, а позднее Алексей Игнатьев. Пришел в зоосад и старший брат Саши — Олег Левин. Он стал вдохновителем и руководителем ребят. Помогают зоосаду и многие взрослые: Л. В. Буркина, А. Ф. Ефимов. А. А. Яцкевич. ДЭЗ выделяет небольшие деньги на приобретение кормов и оборудования, кое-что удается достать бесплатно, все, что можно сделать, делается своими руками.

Конечно, возникло немало трудностей. Надо было научиться ухаживать за животными, следить за чистотой, наладить дежурство для приема посетителей. Содержание животных — дело сложное.

В нашем зоопарке ребята добились того, что появились птенцы у смеющихся горлиц и попугаев, начали метать икру редкие виды рыб, прекрасно чувствуют себя животные в морском аквариуме. Здесь все делают сами и решают все коллективно. Совет обсуждает текущие дела и проблемы. Если ты не умеешь работать — тебя научат.

Приходят в зоосад и новые ребята. Уходят те, кому работа кажется скучной и грязной. Остаются же такие, у кого дух перехватывает от счастья, когда ворон, наклонив голову, доверчиво смотрит на тебя круглым веселым глазом, когда пофыркивает на ладони ежик, болотная черепаха высовывает голову из бассейна, в вольере похохатывает на ветке возле гнезда смеющаяся горлица, а

среди водорослей в аквариуме важно пошевеливают плавниками дискусы.

Уже «сварены» новые клетки, в которые можно поселить лисичку или енота, хорька или куницу, передали зоосаду соседние помещения, значит, можно устроить еще бассейны и вольеры, и, конечно же, выпустить туда фламинго или мандаринок. Очень хочется иметь золотых и серебряных фазанов, карликовых перепелов, неплохо бы филина, удавчика. Работы, безусловно, прибавится, но красота-то какая!

Когда-то Сашу Левина спросили: «Зачем нужен зоосад?» Он ответил: «Как зачем? Чтобы все радовались!» — и при этом развел руки, как будто хотел обнять земной шар. Мечта не должна оставаться только мечтой.

В. БИБИКОВА,

член совета зоосада имени Саши Левина Фото Н. Кононова и А. Сенцова

2 «Юный натуралист» № 6