Юный Натуралист 1990-09, страница 3

Юный Натуралист 1990-09, страница 3

3

она пишет, но умный и даже хитрый. Он храбро отражал нападки сразу нескольких крупных сородичей, успевая цапнуть хотя бы одного из них за мочку носа мелкими острыми зубами. Этого было достаточно — враги отступали. Пушок прекрасно умел защищать свою территорию, всех домашних. Не подозревал, однако, пес о смертельной опасности, таящейся в заманчивых кусочках на земле. Школу строгих запретов насчет чужих лакомств он не проходил. И Оле было невдомек. Погиб Пушок, съев что-то поднятое им с земли. В то время хозяйке исполнилось 10 лет. Стойко пережила девочка тяжелую потерю, не растерялась, сделала из случившегося выводы, села за изучение литературы о воспитании собак. Прочитала публикации в нашем журнале: «Шестнадцать' ступеней гранита науки» (№ 9— 1986 г.) и «Собака — это серьезно» (№ 2—1989 г.). В письме Оля спрашивает: «Было 16 ступеней гранита науки, все ли это? Говорят, что ступеней теперь не 16, а 20». А ведь на самом деле интересно — сколько команд в состоянии постичь собака? Конечно же, не подсчитаешь! Но совершенно твердо могу ответить: не 16 и не 20, значительно больше — ровно столько, сколько необходимо владельцу для практического использования собаки. Важно не количество команд, а правильное воспитание питомца, с этим расчетом и нужно вырабатывать у него стойкие навыки. Охотникам, например, требуется от собаки одно, владельцам служебных собак — другое, хозяевам просто домашних любимцев — третье. Вместе с тем у любого собаковода, независимо от породы и назначения, собака должна быть обучена обязательно следующему: безразлично относиться к разбросанному на земле корму; безотказно при подзыве подходить к хозяину; по команде занимать указанное ей место, садиться, ложиться, вставать, двигаться рядом, прекращать нежелательные действия. Без таких навыков собака не может считаться воспитанной или, как говорит Оля, грамотной. Главное здесь заключается в том, когда и как приступать к обучению.

Послушаем сначала мнение Светланы Чегодаевой из Астрахани: «Взяв щенка, мы приносим домой не только забавное чудо, но и нелегкие заботы. За это существо мы отвечаем, от нас зависит его

жизнь, характер, ум... Собака учится всю жизнь, и до самой старости хозяин воспитывает своего питомца». Правильно, Светлана! С появлением у вас щенка не стремитесь сразу обучить его всем командам. У него тоже есть детство, причем очень короткое, всего около полутора лет. Не лишайте щенка детства. Особенно в первые месяцы жизни он хрупок, быстро утомляется.

Чтобы вам, юные дрессировщики, было проще ориентироваться, приведем официальные рекомендации специалистов служебного собаководства. В возрасте до двух месяцев щенка приучают не поднимать пищу с пола, лакомство брать лишь с руки домочадцев, есть только из специально предназначенной для него миски, выполнять команды: «место!» и «ко мне!». После двух месяцев вводят уже отработку команд: «сидеть!», «лежать!», «фу!». С трех месяцев приступают к командам: «рядом!», «вперед!», «апорт!». В этом возрасте щенок становится резвым, поэтому в дрессировку вносите больше игры, а в игру — больше смысла. Пусть он с этого возраста осваивает и команду «нюхай!» в поиске брошенной или спрятанной вами вещи, игрушки. Как сочетать дрессировку щенка с игрой, написано в № 4 нашего журнала за 1988 год на страницах 26—28. Больше 15 минут в .день заниматься дрессировкой щенка не рекомендуем. Не дожидайтесь, когда ваш малыш устанет, потеряет интерес.

СОБАКА — НЕ ИГРУШКА

Распространенная формула — не бойтесь ошибиться — тут не подходит. Собаку надо обучать только правильно, опасаясь ошибок. Они зачастую бывают непоправимы. Неумелое построение отношений со щенком приводит к довольно неприятным последствиям. В письме одиннадцатилетней Ани Киселевой из Чебоксар читаем: «Мне купили щенка эрдельтерьера. Ему скоро будет три месяца, но он очень злобный. При попытке его погладить он начинает кусаться. Как мне быть? Не знаю. Очень и очень прошу вас, помогите мне». Письма о покусах, к сожалению, не так уж редки.

Так почему же щенок кусается? Ищите причину не в нем, а в себе. Не муштруйте, не надоедайте, не трогайте его во