Юный Натуралист 1990-12, страница 14

Юный Натуралист 1990-12, страница 14

18

довое гнездо самого Лескова как раз в верховьях Оки, у ее мелких здесь, но таких целительных для талантов вод...

Издали заметен памятный знак — столп, и от него тоже видно далеко-дале-ко — такова особенность орловского ландшафта, волнистого, разгонистого во все стороны. И каждый округлый холм и косогор, каждая мелкая рощица и отдельно стоящая раскидистая береза, каждый кудрявый ракитник на лугу, привычно укрывший в жаркий полдень стадо коров, каждый ручеек с мелькнувшей ниточкой воды и призывно поблескивающий прохладным зеркалом обширный пруд — все можно рассмотреть без всякого бинокля в самых живых подробностях. И вместе с тем все это видится единой, цельной картиной.

И в центре ее — чистый, бойкий родничок. Пожалуй, излишне зажатый мемо-риальностью — бетон, гранит, облицовочная плитка, посаженные елочки... Но, быстро выскользнув из шероховатых объятий цивилизации, родниковый ручеек уже через десять шагов входит в свое естество, вступает в свою золотую меру. Народившееся течение ласково качает травинки, родственно приникает к тенистому лозовому кусту и, плавно обогнув его, светлой, пряменькой дорожкой шелестит по рыжеватой осоке. А там появляется и первая крохотная заводь, за ней

другая, с глубиной по колено и качающимися кувшинками...— а там уж дальше и всякому стороннему прохожему ясно, что перед ним река!

Древнее название Оки — Берег. На диком бреге... В незапамятные времена здесь начинались дикие степи, откуда не раз приходила беда. Но миновали лихие годины, и прежнее суровое название долгие века просеяли на свой лад, подарив соседней с истоком деревне солнечное, радостное имя — Веселый Бережок.

Вообще и другие названия здешних сел и деревень звучат как музыка народной песни: Подлесная, Очки, Ладаре-во, Степное, Подолянь, Красная Горка...

Снова неприступным Берегом стали эти места полстолетия назад. Недалеко отсюда высится могучий дуб, от одного вида которого просится песня: «Среди долины ровныя на гладкой высоте...» Во время Орловско-Курской битвы укрытая им русская батарея сожгла восемь немецких танков. Досталось и дере-ву-богатырю, но победили все же живительные соки родной земли, растет, цветет он по-прежнему — к тому же при бережном уходе ребят из Хуторо-Подо-лянской школы.

А вот на том поле местный житель Яков Петрович Похлебаев тоже в 1943 году принял свой первый бой. При случае показывает, где проходила передовая, где был его окоп. Это ж надо, как судьба распорядилась: человеку довелось с честью отстоять свою родную деревню, сам исток Оки! А потом освобождал Европу, до Праги дошел, ратным трудом заслужив два ордена Красной Звезды.

«Весной у нас в Константинове говорили: вон уже лед пошел из Орла...» — это из давней беседы с Александрой Александровной Есениной, сестрой великого поэта. Говорю об этом здесь, у истока, и слышу в ответ горделивое: «А как же... Это мы подарили Есенину Оку!»

Да, подарили — с этим охотно, даже с воодушевлением соглашаешься. Но через минуту с горечью напоминаешь, что в прошлом году из-за аварий на орловских очистных сооружениях река была практически отравлена до самого Нижнего Новгорода. Такой вот получился «подарок» новейших времен... «Но это же далеко от нас натворили... Хотя все равно стыдно, конечно... Поучились бы у наших школьников, как Оку беречь!»