Юный Натуралист 1990-12, страница 53 подобным, другим духовным Я и ко всему его живому дополнению — окружающей среде. И величайшее нравственное преступление совершается тогда, когда происходит обезличивание и измена своему духовному Я под давлением внешней силы. Оно совершается и тогда, когда мы не признаем в других духовное Я, насилуя их, когда не признаем право на достойное нравственное существование нашей второй половины — окружающей среды, порушая ее. Эти нравственные истины начертаны в глубинных тайниках нашего существа, и только измена самим себе ведет к их забвению. Именно они всегда ставили и будут ставить вселенский порядок нравственных задач каждому человеку, которые суть: — Благоговение к высшему — Небесному — миру; — Сострадание к равному — человеческому — миру; — Воспомоществование к низшему — минеральному, растительному и животному — миру. Но давно уже в основе человеческой «нравственности» и, следовательно, жизни и хозяйства, лежат принципы, противоречащие указанным. В наши дни преобладает всепроникающий эгоизм как следствие неуважения к человеку, природе, непризнания единства и солидарности всех ее созданий. Вся окружающая природа, сам человек рассматриваются как средство, а не как цель нашей деятельности. Эти-то принципы в конечном счете определяют возникновение такой «нравственности», которая смешивает свободу с желанием, и потому не отличает добра от зла, не признает ни долга, ни обязанности, ни права, ни заслуги и тем уничтожает все священные принципы жизни человека. Втихомолку мы устремились по этому пути и уходим все дальше. Следствием является искажение человеческой сущности, идеала человека, его предназначения. Неудивительно, что отсутствие связующих нравственных начал привело к разрыву единой духовной жизни человека. Знание, практика и творчество как проявление его мышления, воли и чувства так обособились, что более не обогащают друг друга и тем самым снижают свои достоинства. В наше время в знании господствует все растущая специализация и чрезмер ное накопление разрозненного, ничем не связанного научного материала о бесчисленных явлениях природы, что ведет к утрате цельности и единства этого знания. Чем дальше и больше идет дробление науки, тем труднее становится ею пользоваться, овладевать ее достижениями и расширять ее пределы. Господство опытной мысли, изучение мелких частностей природы не позволяет появляться мощной синтетической мысли, которая была бы плодотворной в поддержании и сохранении жизни, нахождении безопасной практики и развитии великих замыслов творчества.'Этому гибельному процессу развития науки вторит и наше образование, имеющее те же пороки. В современной практике преобладает непомерное внедрение в биосферу разнообразной техники и технологии, неоправданная подмена природных ее функций технологическими, чрезмерное размножение вещей и материалов, выступающих как цель практики, что ведет к деградации окружающей природы, утрате ее'про-изводительной способности и благоприятной среды жизни человека. Для погруженного целиком и полностью в практику человека уцелела только одна действительность — его физическая личность, в жизни которой преобладает голый расчет. А расчет этот прост: не контролируемая нравственным долгом практика и еще раз практика в лоне всепоглощающей корыстной выгоды. На службу безнравственной, хищнической практике становятся и знание, и творчество. |