Костёр 1964-09, страница 57

Костёр 1964-09, страница 57

— Что-то уж очень дешево!

— Так ведь это же отходы! Потому и дешево. А для нашего Хабаровского края такой витамин роста особенно нужен. Климат у нас очень трудный. Об этом вам лучше расскажет Иван Матвеевич. Он как раз приехал за НРВ для своего колхоза.

* * *

Иван Матвеевич заметно нервничал и все время поглядывал в окно: ждал машину.

— Нам, понимаете, прямо позарез надо сэкономить недели две времени, чтобы урожай собрать раньше. А то чуть не каждый год у нас сколько овощей пропадает! У нас ведь на Востоке как? В июле-августе задуют муссоны — и пошло: дождь без передыху, идет, идет, и конца нету, и земля, понятное дело, раскисает. Если до дождей урожай не собрал — все Половина останется.

Тут он увидел машину и заспешил: —А выгадаем недели две, так? — порядок будет! В газетах это НРВ хвалили. Хотим и мы попробовать. Ну, побежал грузиться!

# * #

— Почему же главный инженер нам об НРВ ничего не сказал?

— Да наверно потому, что масштабы у нас еще совсем маленькие. Лабораторные. И сотрудников пока мало. Правда, ребята из школы практику проходят — помогают. Ребята, проводите наших гостей, покажите им завод.

...Все это мы уже видели: трубы, цистерны, башни. Но теперь они оживали, словно раскрывались перед нами.

Нефть приходит на завод по трубам и попадает в огромную печь. Там она разогревается, вскипает и снова по трубам идет в высокую башню, с шестиэтажный дом. Смотришь снаружи на эти сооружения, оплетенные лестницами и трубами, и трудно представить себе, что внутри у них все бурлит и клокочет.

В башне от кипящей нефти поднимаются пары. По дороге вверх для них расставлены ловушки. В ловушках пары охлаждаются и снова превращаются в жидкость. В каждой ловушке — в особую.

Приходит нефть в башню по одной трубе, а уходит по нескольким. Теперь это уже не нефть вовсе, а керосин, бензин, машинное масло и другие полезные вещи. И еще остается мазут.

Мазут — отличное топливо для паровозов, для кораблей. Но все-таки просто жечь его жалко. Его можно еще раз переработать («крекинг-процесс»— сказал об этом один из наших экскурсоводов). И снова получить бензин, керосин, машинное масло.

А после этого остаются отходы.

Раньше их выбрасывали.

Теперь из них получают НРВ. А скоро будут получать и другие полезные вещи. Большая химия тем и замечательна, что умеет превращать отходы в ценности.

# * *

Опять стоим на горушке. Ждем трамвая. Завод раскинулся внизу. Все трубы, трубы.

Казалось бы, старый завод. Работает по-прежнему. А ведь нет, не по-прежнему.

НРВ — это только самое начало.

Лес, уголь, руда, нефть... какие же богатства Дальнего Востока откроет нам Большая химия, если даже на этом, старом заводе, из той же самой нефти, что и раньше, она уже добывает «витамины роста», которые помогут сохранить урожай целого края!

Ведь вот как теперь получается: выливали ненужную жидкость, а оказалось — живая вода.

Н Неуймина. Хабаровск _

ПЛАСТМАССЫ

меди-LJ

К А МЁ НТЬ !

БЕНЗИН

МАЗУТ

7*

51