Костёр 1967-04, страница 42

Костёр 1967-04, страница 42

Это уменьшительно-ласкательное имя телевидения, бы вечером вы смотрели телевизионные передачи?

чаще всего его так и зовут. Все вы, конечно, смотрите телевизор. Некоторые

Обо всем этом рассказывается в книге Валерия Попова «Ти-Ви», которая выйдет в издательстве «Детская

даже слишком часто. А знаете ли, как делается теле- литература». Здесь печатается несколько глав, в них

визионная передача? Сколько людей самых разных профессий должны подумать и поработать для того, что-

оператор рассказывает посетителю телестудии о своей профессии.

Каной такой оператор?

— Что перед камерой происходит—• то она и показывает.

— А зачем же тогда человек? Ведь за камерой всегда стоит человек.

— Это оператор.

— А зачем он? Ведь камера и без него работает?

— Он делает, чтобы она интереснее показывала. Что толку, если камера стоит, упершись в одну точку. Ей надо подвижной быть, успеть показать все самое интересное. У хорошего оператора — камера, как боевой конь, везде успевает. Видишь, эта блестящая ручка под камерой? Это

руль. Эту педаль внизу нажимаешь, рулем рулишь и едешь куда надо.

Так можно по всей студии разъезжать: один поет, надо показать его лицо, второй,тот, в стороне, подхватил — и его достанем. У нас правило — идти только за человеком, за артистом. Скажем, пошел Онегин, и поет, и мы за ним поехали потихоньку. Просто так камерой шарить — самый большой грех. Был у нас такой работник, так, бывало, соскучится и поведет камеру по стульям, по оконным переплетам, по люстрам. А зритель дома сидит и соображает — зачем ему люстры показывают? Теперь каждый оператор знает — никаких лишних движений, непонятных зрителю!

Если, скажем, дверь показал или окно, значит, через них скоро человек появится. И еще, всегда надо быть начеку. Например, сидит человек за столом и говорит. Оператор его показывает — аккуратно, ровно. А тот говорил, говорил и вдруг неожиданно встал. И в кадре уже не человек, а один только его живот. Кто виноват? Оператор! К этому моменту он подготовиться должен, отъехать с камерой подальше.

— Как же угадать, когда выступающий встанет?

— Опыт. Чутье. Интуиция. Догадка. У кого такого чутья нет, что сейчас человек сделает, тот и оператором работать не сможет.

ОТРЕЗАННОЕ УХО

— Еще надо помнить о композиции. Чтобы лицо выступающего всегда было в центре рамки, а не с краю, не в углу. Тем более, нельзя пол-лица показывать. Или голову без шеи. Или шею без головы. Случалось, незадачливый опера гор

оставит камеру и уйдет. А исполнитель тем временем сдвинется за кадр и на экране — пол-лица. Один известный певец однажды спускался из дворца по лестнице, и вдруг зрители увидели во весь экран чье-то огромное ухо! Чье — неизвестно. Отрезало камерой. Так что — никакой рассеянности! Собранность. Внимание.

Еще надо стараться, чтобы

кадр симметричный был. В левом углу человек — и в правом человек. В левом два — и в правом два. А то если все в один угол набьются, несимметрия получается, неравновесие, этот угол перетягивает, а с ним кадр завалится. У оператора глазомер должен быть, как у снайпера.

— На сколько же метров достает камера?

38