Костёр 1967-04, страница 43ектив вблизи видит, другой — зорная труба. Их тоже на- иа среднем расстоянии, тре- до успевать менять, ведь дей- тий — на дальнем. Один объ- ствие то приближается, то от- Вот этой ручкой они екТ'ив — как бы лупа, вто- даляется. меняются. Один объ- рой — бинокль, третий — под- — На сколько надо. Спереди у нее три объектива, линзы. Выступала у нас группа писателей, и среди них один самый молодой, рыжеватый. Усадили их за стол и для красоты поставили перед ни- думать надо, думать! ми вазочку с печеньем. И этот рает горсть за горстью. Такого молодой, видимо, от волнения человека оператор вместе с всю передачу ел печенье. Да- режиссером должен был за- же когда сам говорил. А что ранее раскусить и посадить от подумали зрители — видя, как печенья подальше. В общем, в кадре то и дело появляется думать надо, все время ду- рука, тянется к вазе и наби- мать! — Еще оператор должен уметь танцевать. — Танцевать? Зачем? — Пойдем, увидишь. Мы прошли по коридору, открыли тяжелую дверь и вошли в третью студию. Там на гладкой площадке под громкую музыку высокий плечистый парень и тоненькая красивая девушка танцевали танец — быстрый, резкий, с прыжками и рывками. — Нравится? А теперь взгляни на оператора — вон у камеры пригнулся. На ноги его посмотри. — Так ведь он тоже танцует! ТАНЦЫ .— Вот так. Хороший оператор когда танец показывает, всегда сам танцует вместе с камерой. Оператор, как дирижер, должен музыку чувствовать, мелодию ее и ритм. И вместе с камерой двигаться ритмично. Тем временем на площадку вышли девушки в белых платьях — танцевальный ансамбль «Березка». Заиграли грустную мелодию, и девушки плавно, словно не касаясь пола, поплыли по сцене влево. И, повертывая за ними камеру,также медленно, плавно и грустно двигался оператор, словно был участником их ансамбля. — Хороший оператор. Мало кто так умеет работать! Правда, у каждого оператора свои достоинства. Иногда, например, надо прорваться в самое пекло и показать самое такое, где жизнь бурлит. Есть и такие операторы. Вот и думаешь каждый раз, какого оператора поставить. На балет— одного, на бокс — другого. Надо уметь так распределить людей, чтобы использовать их сильные стороны, а не слабые. Есть, правда, и такие, что ничего не могут. В прошлом году снимали «Березку» — девушки плывут в одну сторону, и не доплыли до конца, а оператор уже камеру переводит. И так всю «Березку» на кусочки издергал. Руководитель ансамбля Надежда Надеж-дина смотрела и чуть не плакала. — Значит, оператору нужны чутье, глазомер, внимание, ритм. нервный штангист — Мало этого, мало!— главное, человеком он должен быть, в искусстве понимать, в жизни, в людях. Посмотреть чтобы на человека и представить, как он перед камерой себя поведет. Однажды оператор, помню, взял одного знаменитого штангиста за плечо перед выступлением и говорит: «Вам по телевизору вы ступать нельзя, Вы слишком волнуетесь». И действительно, только они отошли в сторонку, как тот от волнения в обморок свалился, два алюминиевых кресла смял. 39 |