Костёр 1968-05, страница 10

Костёр 1968-05, страница 10

ДЕЛЕГАТ ОТ РОССИИ

150 лет назад, 5 мая 1818 года, родился Маркс — ученый и революционер.

Девятнадцатый век славен великими именами: „царь физиков" Фарадей, гениальные биологи Дарвин и Мендель, основоположник современной химии Менделеев, гиганты математической науки Лобачевский и Галуа... Но Маркс оказался первым среди первых: его сочинения на много лет вперед определили развитие сознания всего человечества.

Уроженец Германии, Маркс был скоро изгнан из пределов своей родины. Он жил во Франции, Бельгии, Англии. Его статьи регулярно печатались в Соединенных Штатах Америки. Рабочие всех этих стран доныне гордятся, что некогда Карл Марк,с жил или работал в их отечестве. Они называют его своим земляком.

Но есть еще одна страна, граждане которой тоже могут считать Маркса своим ■соотечественником.

...Это случилось осенью 1869 года. Тяжелой была та осень в жизни семейства Марксов: дома, как всегда, не было денег, и дети болели, и плохо себя чувствовала жена... Если бы не постоянная помощь друга, Энгельса, который поступил на службу и большую часть своего жалованья ежемесячно переводил Марксам, они бы просто умерли с голоду.

В тот день Маркс как раз и ожидал перевода; но вместо денег почтальон неожиданно вручил ему бандероль. Маркс вскрыл пакет и увидел книгу. В приложенном письме объяснялось, что книга принадлежит перу русского автора, Флеровского, и называется она „Положение рабочего класса в России".

Маркс знал многие языки, но русского не знал совершенно. Он написал Энгельсу и попросил совета — как быть с присланной книгой.

„Дорогой Мавр, — ответил Энгельс: он, как все близкие, звал Маркса этим студенческим прозвищем, и Маркс очень бы удивился, если б друг назвал его когда-нибудь по имени или фамилии, — конечно, можно овладеть и русским языком, но ведь у тебя нет на это времени../ И он посоветовал отдать книгу на отзыв приятелю, знавшему этот язык.

Однако Маркс не послушался и сел читать, вначале со словарем. Через три месяца он уже свободно владел русским языком, — и восторг его от присланной книги был неописуем! Он захотел узнать о России как можно больше. Выписал и прочел по-русски статьи Чернышевского — и еще больше обрадовался. Он увидел, что на смену старой, царской России идет, как он выразился, „jeune Rossia" („молодая Россия"), Россия революционная. Почувствовал, что запрещенные в России книги Чернышевского, Флеровского и их друзей отражают самые глубинные изменения в народной толще. „Умы всегда связаны невидимыми нитями с телом народа", — так писал он о русских мыслителях.

В скором времени состоялось заседание Генерального совета I Интернационала — мирового центра пролетарского движения. Один за другим регистрировались делегаты Генсовета — знаменитые революционеры, герои баррикад, посланцы Франции, США, Пруссии, Бельгии, Испании, Италии — казалось, весь трудовой мир собрался, чтобы обсудить свои дела. Но самым уважаемым среди всех был делегат от новой секции — от секции русской. Ибо Россию представлял сам Карл Маркс!

Русские революционеры попросили его защищать их взгляды и интересы в Генеральном совете, и Маркс согласился.

Вот почему мы тоже имеем право считать его нашим, российским революционером. И вот почему Владимир Маяковский с полным правом мог написать в своей поэме, что

„жерновами дум

последнее меля и рукой дописывая восковой, знаю —

Марксу виделось

видение Кремля

и коммуны флаг

над Красною Москвой".

М. Хейфец Гравюра В. Старова

8