Костёр 1968-07, страница 48

Костёр 1968-07, страница 48

„Сашка сильнее Сережки; Сережка сильнее Володьки. Володька побил однажды Федьку. Но вообще-то Федька, хоть мал, да напорист, не боится и больших. А Лешка... О, Лешка может заложить правую руку за пояс и побить всех их одной левой!" ,,Чарли сильнее Микки; Микки сильнее Джима; Джим здорово отделал однажды Билла. Но Билл — увалень, а если его разозлить..."

,,Франсуа сильнее Жан-Поля; Жан-Поль сильнее..."

И так всюду, по всей пестрой Земле. Такие звучат деловые разговоры. Разве что найдется клочок Земли, на котором не живут мальчишки.

Конечно, с годами мальчишки превращаются во что-то старше, и к ним приходит умение улаживать свои дела другими способами. Но тот, кто был в детстве настоящим мальчиком, тот вырастет настоящим мужчиной и любовь к честному, мужественному, красивому кулачному бою сохранит навсегда.

„Паттерсон сильнее Юханссона; Листон побьет Паттерсона; Рокки Марчиано победил бы их всех..."

Но есть человек, способный победить любого противника, кто бы из силачей Земли ни вышел против него на боксерский ринг. Человек этот сложен и многолик, но зовут его чаще всего просто

КАССИУС

Кассиус-чемпион

Несколько лет тому назад, летним днем в Луисвиле (это город на юге США) к постовому полицейскому подошел крупного сложения темнокожий мальчик и громко пожаловался, что кто-то стащил его велосипед. Полицейский, усмехаясь, дал мальчугану добрый

совет — взять несколько уроков бокса на случай, если вор все же найдется. Неизвестно, нашел ли юный Кассиус Мар-целиус Клей велосипед, известно лишь, что он феноменально выиграл 100 боев из 108 и в 1960 году в возрасте восемнадцати лет завоевал золотые перчатки олимпийского чемпиона.

После Римской победы журналисты объявили Клея сенсацией на тусклом фоне современного бокса. Они описывали его этаким парнем «своим в доску», чемпионом, который сочувственно пожимает руки своим поверженным противникам и похлопывает их по плечу. «Если бы состоялись такие выборы, — писали тогда, — Клея непременно избрали бы мэром Олимпийской деревни».

Уже в конце лета 1960 года Клей стал профессионалом. Профессиональный бокс, с его многораундовыми боями, требует от спортсмена не только высшего мастерства, но и сверхчеловеческой выносливости.

Спустя три с половиной года Клей был уже абсолютным чемпионом в тяжелом весе среди профессионалов.

Вот один из его излюбленных приемов. Он предсказывает, в каком раунде падет его очередной противник. Его предсказания сбываются в девяти случаях из десяти. И в этом нет никакого чуда. Все дело в огромном запасе воли и мужества, дающем Кассиусу столь большое превосходство над многими выдающимися боксерами, что он может уверенно нокаутировать почти любого из них, когда захочет.

«Арчи Мур свалится в четвертом раунде», — говорил он. «Возможно, если я споткнусь о твое валяющееся тело», — ответил Мур. Он был нокаутирован Клеем в четвертом раунде. Чарли Пауэлл при тех же обстоятельствах выбыл в третьем раунде. Только Дуг Джонс, вопреки предсказаниям Клея, выстоял все десять раундов, хотя и проиграл по очкам. По этому поводу Клей спокойно сказал репортерам: «Пусть мои болельщики меня простят. Скажите, что я старался, как мог... А если они думают, что действительно могу все, что говорю, то они еще ненормальнее, чем я».

Чтобы поднять интерес у зрителей к боксу, Клей бесстрашно играет с противником на ринге: часто опускает руки, оставляет голову незащищенной.

Билеты на матчи профессиональных боксеров стоят дорого, это развлечение не для бедняков. Клей хорошо знает «свою» публику и относится к ней с холодным презрением. Он говорит: «Когда я один или со своими близкими, мне нет смысла кричать. Но если меня есть кому услышать, я стараюсь вовсю. Кем бы я был, если бы не заставлял публику постоянно обращать на себя вни-

44