Костёр 1968-11, страница 66

Костёр 1968-11, страница 66

ОН ВЫБРАЛ ХУДШИЙ ЖРЕБИЙ

Иван Сергеевич Тургенев приехал в маленький немецкий курортный город, чтобы отдохнуть, подлечиться и поработать над новым романом.

Местные обыватели: лавочники, отставные офицеры, домовладельцы — целый день толпились под окнами писателя, глазели на «руссише шрифтштеллер Тюргенефф», как на какого-нибудь слона из зоопарка.

На следующий день пожаловал сам бургомистр. Ему тоже хотелось посмотреть на знаменитого приезжего.

Долго ли господин Тургенев намерен пробыть в нашем городе? —спросил бургомистр.

Один день, семнадцать часов, четыре минуты, восемь секунд. Как вы можете знать так точно?—искренне изумился бургомистр. Тургенев сделал таинственную мину.

Вы, верно, слышали об ужасных русских в царя и других важных персон. Я один из них. на выбор: либо к двадцати годам каторги в городе. Я выбрал последнее и горько о том

нигилистах, которые делают бомбы и бросают их Я был арестован, судим. Царь приговорил меня Сибири, либо к четырем дням жизни в вашем сожалею!

ВОТ БЫ ОБРАДОВАЛСЯ ГОГОЛЬ

Очень жаль, что Ни колай Васильевич Гоголь не смог присутствовать на представлении своей комедии «Ревизор» 14 апреля 1860 года в городе Петербурге.

Спектакль этот имел невероятный, совершенно особенный успех. Публика вызывала исполнителей несчетное количество раз и восторженно выкрикивала их имена. Вот как раз этим именам и обрадовался бы великий автор «Ревизора».

Дело в том, что в спектакле этом были заняты самые знаменитые литераторы России.

Городничего играл прозаик Писемский. Почтмейстера Шпе-кина — Федор Михайлович Достоевский. Хлестакова — поэт Вейнберг. И даже в самых малых ролях были заняты писатели. Загримированные купцами, на сцене появились: Григорович, драматург Островский, поэт Майков, критик Дружинин, издатель и журналист Краевский, сатирический поэт и переводчик Курочкин и Иван Сергеевич Тургенев.

Вот это была немая сцена!

3А МЕЧАТЕЛЬНА Я СГАТУЯ

Однажды Иван Сергеевич Тургенев посетил богатый московский дом, где в этот вечер собрались литераторы. Друг Тургенева I ригорович переводил его от одной группы к другой, зорко следя, чтобы на этом пути не попадались враждебные Тургеневу люди.

И вдруг прямо перед Тургеневым возник некий мрачный петербургский писатель, особенно неприятный Ивану Сергеевичу. Мрачный петербуржец демонстративно отвернулся, чтобы не здороваться с 1 ургеневым.

Растерявшийся Григорович взял Тургенева под руку и подтолкнул его к дверям.

Пойдем, я покажу тебе одну замечательную статую. Ну, если такую же, как эта, — ответил Тургенев, кивнув в сторону мрачной фигуры, — то, пожалуйста, уволь.

60