Костёр 1969-11, страница 5

г

орные факультеты есть в политехнических институтах многих наших городов: в Москве, Ленинграде, Свердловске, Красноярске, Томске, Орджоникидзе, Днепропетровске, Алма-Ате.

Но стать студентом горного факультета еще не значит получить право называться геологом. Хороший специалист это не тот, кто заучил «от сих» и «до сих», а тот, кто с первого курса привык самостоятельно овладевать знаниями. Геологу не обойтись без хорошего знания физики, математики, химии. Но не менее важно и другое.

Помню, однажды на Кольском полуострове, наш отряд возвращался из маршрута в палатку. Вдруг небо замутилось, нас окружил густой туман, повалил снег, в трех метрах ничего не стало видно. Руководитель отряда продолжал вести людей вперед. Я шел со всеми, внимательно приглядываясь к рельефу, и по каким-то мелочам определил, что идем мы неправильно, нам нужно спускаться, а мы поднимаемся... Начальник отряда мне не поверил. Я не стал спорить. Мы прошли так час, другой. Метель не стихала, люди устали. И вдруг увидели: вышли к леднику. Тут все растерялись. Как отыскать палатку в этой пурге среди гор? Тогда руководство отрядом принял я. Вскоре мы вышли к ручью. Настроение поднялось — вот он, наш ручей. Па-латка-то стояла на ручье. А я вел отряд вдоль ручья вниз, внимательно сверяясь с картой. И скоро понял, мы идем по другому ручью. Даже определил, по какому именно. Теперь нетрудно было даже наметить прямой путь к нашему ручью. Вскоре мы к нему и вышли. Да еще к тому самому повороту, возле которого стояла палатка.

Помогла мне выдержка. Ведь если бы я стал спорить с начальником отряда в неподходящее время, если бы мы поссорились и я заставил бы пойти людей за собой, не имея доказательств моей правоты, если бы повел вопреки их ощущению, да еще — не исключено — и сам бы ошибся! — все могло бы обернуться полной растерянностью...

Полевые условия предъявляют геологу очень сложные требования. Тут мало одних специальных знаний и даже умения ориентироваться на местности. Геолог должен уметь и кашу сварить, и пуговицу пришить, и палатку натянуть, и костер развести в сырую погоду.

В поле часто оказывается так, что старших товарищей рялом нет. Принимать решение надо самому, самому искать выход из создавшегося положения. И случается, от твоего шага, твоего решения зависит итог трудного полевого сезона, итог целого года работы. Поэтому няло уметь делать правильные выводы, а потом держать за них ответ перед другими людьми.

Лет тридцать назад, когда в нашей стране ощущалась нужда в олове, в Карелии нашли месторождение олова. Пригласили меня проверить и уточнить запасы. Обследовав шахту, я убедился, что линзы оловосодержащего минерала невелики и скоро сойдут на нет. Стояла осень с проливными дождями, шахты затапливало. Я не видел смысла спасать их.

Однако другие специалисты не согласились с моими выводами. Что делать? Приехали на месторождение. Спустились в наполовину затопленную водой шахту. По пояс в ледяной воде, с молотком в руках доказывал я тогда свою точку зрения, основывал, защищал ее. И защитил!

Есть еще одно очень важнее требование, которое предъявляет геологу его профессия, его работа в полевых условиях. Геолог должен быть настоящим товарищем. Должен в любую минуту прийти на помощь своему спутнику.

Я всегда с благодарностью вспоминаю одного своего друга. Теперь он профессор, заведует кафедрой, а когда-то был просто Саша Ягжин, студент. Однажды он спас меня от верной гибели,