Костёр 1974-06, страница 32

Костёр 1974-06, страница 32

Откуда же возникали силы на непрестанную борьбу с безнадежностью, в которую погрузилась Россия после 1825 года?

...И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута — и стихи свободно потекут...

(«Осень», 1833 г.)

Труд поэта — часто мучительный, беспощадный, не дающий отдыха — этот труд был для Пушкина источником силы и радости. Многим людям судьба и жизнь писателя — не только Пушкина, любого писателя—представляется увлекательной, особенной, интересной уже потому, что труд пишущего человека — всегда творчество, всегда поиски и находки. Это очень неправильное представление. Не существует работы, которая несла бы в себе одни радости. Писатель, как всякий другой человек, испытывает и сомнения в своих силах, и неуверенность, и страх, и разочарование, и самую обыкновенную лень, нежелание садиться за письменный стол — надо преодолевать себя, искать в своей душе силы на труд... И с Пушкиным было все это — минуты отчаяния и неверия, долгие часы и дни, когда работа не шла, «не писалось». Но его душевный мир был и в эти мучительные периоды наполнен размышлениями о жизни, книгах, о природе, любви, о друзьях.

Стихотворение «19 октября 1825 года» включено в школьную программу, мы «проходим» его в классе и потому считаем хорошо знакомым.

а между тем сколько ни перечитываешь эти стихи, каждый раз находишь в них новое, неожиданное.

Все ли, например, обратили внимание, что это стихотворение состоит из девятнадцати строф? Может быть, следует напомнить: 19 октября — дата открытия Царскосельского лицея, день, когда впервые встретились мальчики, сохранившие свою детскую дружбу на всю жизнь. Пушкин написал не одно стихотворение, посвященное этому дню, но «19 октября 1825 года» осталось в сознании читателей гимном истинной дружбе. Что же такого особенного в этих стихах?

Девятнадцать строф — может быть, случайно, а скорее всего, намеренно количество строф соответствует цифре, ставшей для участников лицейского братства священной,— 19 октября.

О чем эти строфы? Мы привычно отвечаем: о дружбе. Перечитывая стихи, видишь: не все так просто.

Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, —

первые две строчки производят впечатление удивительной простоты и четкости, хотя в каждой из них есть по одному слову, не очень привычному для нашего сегодняшнего слуха: багряный, сребрит...

Слова старинные, торжественные. Они были такими и в пушкинское время. Поэт настраивает читателя на возвышенное, серьезное и печальное отношение к тому, о чем пойдет речь.

29