Костёр 1976-04, страница 26

Костёр 1976-04, страница 26

робаты, жонглеры, эквилибристы, клоуны — мастера международного класса.

Исполненные с фантастической легкостью и абсолютной точностью головокружительные трюки, каскад веселых номеров смотрятся зрителем как прекрасный, радостный праздник циркового искусства. Но за каждым номером, исполненным с блеском и кажущейся легкостью, дни и годы труда, физического и нервного напряжения и постоянного самоусовершенствования.

Будущий артист цирка начинается здесь, в училище.

Попробуй, сможешь ли ты кидать и ловить одновременно сразу три камешка или три кольца? А четыре? А пять или шесть?

— Наш ученик Рома Кана-гин, — рассказывает педагог по жонглированию Любовь Алексеевна Петрова, — уже начинает кидать 8 колец, хотя Роме только 14 лет.

— Восемь колец — это много?

— Очень, — говорит Любовь Алексеевна, — потому что 9 колец — предел. Кидать больше — выше обычных человеческих возможностей. Хотя... наш выпускник Сергей Игнатов жонглирует на репетиции одиннадцатью кольцами.

Здесь почти не говорят: тренировать, репетировать, разучивать. На арене — работают.

...Парнишка в черном трико «крутанул» арабское сальто и остановился у барьера.

— Расскажите о себе, — попросил я.

— Меня зовут Валера Марков. Только... Есть еще Виктор и Владимир, тоже Марковы...

3-МАРКОВЫ-3

— это не название аттракциона, а репортаж о трех Марковых, с которыми я познакомился в училище и в цирке.

— Приехал я из Горького, после десятилетки, сейчас уже на четвертом курсе, — рассказал Валерий, Марков-пер-вый. — По-моему, самая труд

ная специальность в цирке — это коверный клоун. Я так говорю не потому, что готовлюсь им стать, а потому, что коверный должен уметь делать в цирке буквально все, —

и так легко, непринужденно, даже как будто неповоротливо, чтобы было смешно. Вот смотрите...

Валера прыгает прямо с барьера, делает в воздухе немыслимый переворот и как будто чудом удачно приземляется в середине арены. Глаза у него широко раскрыты, как будто испуганы, а губы растянуты в сияющей улыбке бесконечно счастливого человека.

Зрители смеются и дружно аплодируют.

Валера подходит, вытирая рукой влажный лоб, продолжает:

— Вам повезло, здесь сейчас Виктор, он расскажет побольше. Время на манеже расписано по минутам, извините, до свидания.

Виктор — небольшого роста, легкий, пружинистый, светловолосый.

— В училище я поступил после окончания восьмого класса, к тому времени у меня был второй разряд по гимнастике.

— Скажите, Виктор, под куполом цирка бывает страшно?

— Это моя работа... А вот страху я натерпелся на первом курсе, целую неделю дрожал от страха, когда медицинская комиссия настаивала на

отчислении из-за ухудшения здоровья. Потом оказалось, что меня спутали с другим Марковым, с Володей. Тем не менее он закончил училище и работает сейчас в Московском цирке.

Я поехал в цирк на Цветной бульвар.

Первый вопрос, который я задал Маркову-третьему, атлету с могучим разворотом плеч, тонкой талией и тяжелыми руками.

— Как же вас все-таки не отчислили из училища?

— Долго рассказывать, — артист засмеялся и расправил плечи так, что забугрились мускулы, — занимался много, работал так, что поначалу засыпал на уроках в классе.

Моя специальность — акробатический эквилибр. Отрабатывал каждое движение до совершенства, до...

— До автоматизма, — подсказал я.

— Не совсем. Каждый номер должен быть продуман, каждое движение — осмыслено, иначе вот как может получиться: висел я на трапеции вниз головой на носках, отвлекся, а кто-то из проходивших крикнул наше обычное цирковое «Тяни носки!», я так «автоматически» и спикировал.

— А это что за чудо? — По барьеру манежа не спеша ехал парнишка с книгой в руках, сидя на... одном колесе.

— Это Саша Федотов, — объяснил Володя. — Он у нас недавно, из Киева приехал, выпускник 160-й школы. Саша учит устные и заодно осваивает свой моноцикл, велосипед с одним колесом. Номер сложный, а времени в обрез, вот и приспособился. Поначалу он ночью на улице тренировался, так встречные таксисты от него в стороны шарахались. А как иначе? Нагрузки огромные: все предметы, что в обыкновенной школе да еще в театральном училище, и уйма специальных, цирковых дисциплин. И всегда и в училище и в цирке — работа, работа и сто раз работа!

Виктор ТУЗОВ

24