Костёр 1976-06, страница 58

Костёр 1976-06, страница 58

У меня в коллекции есть два экземпляра бабочки мертвая голова. Оба попали ко мне случайно.

Мертвая голова очень редкая бабочка. Только раз в жизни я видел ее во всем великолепии. Она получила свое название за рисунок на грудке, поразительно напоминающий человеческий череп с двумя перекрещивающимися костями. Исполинская гусеница этой бабочки желтая, с синими косыми полосками, усеянная черно-синими точками, имеет на конце тела изогнутый рог, напоминающий по форме латинскую букву «S».

Живет она на картофельной ботве, жасмине, астрагале. Казалось бы, чего-чего, а картошки у нас сколько хочешь. Но вот и гусеницу эту я никогда не встречал, хотя искал с исключительным старанием.

Подарил мне это «диво» знакомый пасечник. Он поймал ее в улье. Удивительно, каким образом огромная бабочка, с толстым массивным телом, имеющая в размахе крыльев двенадцать сантиметров, проникла в улей? Ведь пчелы никого не пускают в свой дом.

Есть интересное предположение. Замечено, что мертвая голова — единственная бабочка, которая может пищать. Схваченная, она всегда издает резкий писк. Это я сам слышал. Так не этот ли писк служит как бы паролем для входа в улей, поскольку напоминает звук, издаваемый пчелой-маткой?

Принесенная пасечником бабочка охотно ела мед, так что ее стремление проникнуть в улей стало мне понятно.

Второй экземпляр бабочки мне принесли рабочие на лесном кордоне под Воронежем. Бабочка залетела к ним в барак вечером на свет.

Я так обрадовался редкой находке, что заплатил принесшему бабочку рабочему десять рублей. В 1939 году здесь, на реке Битюг, гусь стоил одиннадцать рублей и, конечно, лесорубы заволновались.

— А если еще поймаем? У нас здесь по вечерам много их летает.

— Обещаю платить за каждую такую бабочку по десять рублей,— ответил я.

Усмехаясь в бороды, рабочие удалились. Конечно, в их представлении я был слабоумный, швыряющий деньги неизвестно за что, и они

МЕРТВАЯ

ГОЛОВА

А. БАТУЕВ

были уверены, что хорошо заработают. Но я-то знал, какая редкость мертвая голова, и не надеялся на повторную удачу.

Действительно, кончилось лето, а мне больше не принесли ни одной.

Третья встреча с уникальной бабочкой произошла у меня в Саратове, как ни странно, в самом центре города.

На главной улице с газонами петуний и бархатцев уже зажигались фонари и уходящий день еще спорил с желтым светом электрических ламп. В этих полусумерках все виделось как-то особенно отчетливо. Неожиданно мое внимание привлекла огромная бабочка, устремившаяся к фонарю, висевшему над магазином. На какое-то мгновение она словно повисла в воздухе, распластав синеватые крылья, и я узнал мертвую голову.

Во всех руководствах говорится, что у бабочки передние крылья черно-бурые, но у этой при искусственном электрическом освещении они казались почти синими. Бабочка была настолько ярко окрашена, что можно было не сомневаться: это ее первый полет.

Покружившись вокруг фонаря, она спикировала к цветочной клумбе и понеслась вдоль проспекта на уровне первого этажа. Я бежал следом за ней по проспекту, ничего не замечая. Вероятно я производил странное впечатление.

И вдруг моя бабочка высоко взмыла вверх, перелетела дом и исчезла. Некоторое время я еще стоял в надежде, что она появится вновь, но тщетно. Взволнованный, растревоженный, раздосадованный я побрел домой. Первый раз в жизни встретился с замечательной бабочкой, и судьба так посмеялась надо мной!

В номере гостиницы меня встретили возмущенные товарищи.

— Почему у тебя такой вид?

— Сейчас на проспекте видел мертвую голову.

— Авария?

— Бабочка такая — мертвая голова.

— Тьфу! — возмутились мои приятели. — А мы уж думали, человека зарезало. Хороша мертвая, если ты за ней чуть ли не целый час гонялся. Странное занятие для взрослого мужчины — бегать за бабочкой.

И вдруг к нам в открытое окно ворвалась

64