Костёр 1976-09, страница 62

Костёр 1976-09, страница 62

Рисунок Г. Ясинского

№ 10, 11, 12 — чем должна закончиться игра.

Рапорты, написанные небрежно, а также поправки и дополнения приниматься не будут. О конверте, полученном от Ферзьбери: в нем шахмат-адмирал пошлет ответ на рапорт, поэтому крупно и ясно напишите на нем собственный адрес и, сложив пополам, вложите в письмо с рапортом.

ОРУЖЕНОСЦЫ, ШАГ ВПЕРЕД!

Внимание: боевое задание!

Расставь шахматы — белые: Kpd2, Се5, п. с5; черные: КрЫ, пп. а2, Ь7.

Эта позиция была напечатана в книге сирийца Стаммы в... 1737 году! Сначала сосчитай, сколько ей лет, а потом реши: покажи путь к победе белых.

ТЫ САДИШЬСЯ ЗА ДОСКУ

Как начать партию белыми? Хороших равноценных ходов несколько: и !. е4, и 1. d-1, и 1. с4, и 1. Kf3. Любой годится! Но помни: 1. d4, 1. с4, I. Kf3 обычно ведут к замедленной «окопной» борьбе, а 1. е4 — к игре живой и острой.

В давние времена почти все шахматисты начинали партию ходом 1.е4. Цель была одна: быстро развив фигуры, приступить к штурму черного короля. Других способов игры не знали, к тому же защита была не на высоте, и потому ради создания ранней «штыковой атаки» на жертвы не скупились.

Вот одна из проторенных дебютных тропинок — популярный некогда вариант «гамбит Муцио». В нем белые бесстрашно жертвуют коня и в партиях с таким началом было одержано немало славных и красивых побед. Попробуй и ты, рыцарь, взять на вооружение этот дебют — испытай свои силы в стремительной атаке!

1. е4 е5 2. 14 ef 3. Kf3 g5 4. Сс4 g4 5. 0—0! gf 6. <t>:f3 ФГ6 7. e5! Белые жертвуют еще пешку, чтобы вскрыть нужную для атаки вертикаль «е», после чего возникает позиция на ди

abcdefe*1

аграмме. Игра в ней обещает много интересного и белым и черным.

ЗДЕСЬ СРАЖАЮТСЯ ОЛИМПИЙЦЫ

Сегодня — второй разрядный тур. И тот, кто выступил успешно в первом, пусть успех закрепит, а кто на чем-то «поскользнулся» — сможет свои дела поправить. Ведь разыгрываются 60 очков!

Задание шахматистам —

№ 7. Белые: Kpb7, Of5, п. g3; черные: Kph5, Cg5, пп. а7, g7, h7.

№ 8. Белые: Kph3, Cd5, Cf6, Kh6, п. d2; черные: Kpf4, п. d4.

№ 9. Белые: Кре4, Jlhl, пп. с2, Ь7; черные: Kpg2, пп. сЗ, h3.

№ 10. Белые: Кре4, пп. Ь4, Ь4; черные: Креб, пп. Ь5, Ь5.

№ 11. Белые: Крс5, пп. а5, сб; черные: Крс7, п. аб.

№ 12. Белые: Кра8, ЛсЗ; черные: Kph8, Cdl, пп. d2, d6.

Что нужно найти? № 7 и № 8 — мат в 3 хода; № 9 — в 4 хода; №10 — чем окончится игра, а) если ход белых, б) если ход черных; №11 — могут ли белые выиграть; № 12 — могут ли белые спастись.

Задание шашистам —

№ 7. Белые: Д. Ь4, пр. Ь2, cl, g3; черные: пр. аЗ, Ь4, d4, g7, h8.

№ 8. Белые: d4, el, f2, h2, h4, h6; черные: еЗ, e7, f6, f8, g7.

№ 9. Белые: Ь2, cl, c5, d4 el, e3; черные: аЗ, a5, a7, c7, e7, g3, g5.

№ 10. Белые: Д. f6, пр. Ь2, e7, g5; черные: пр. Ь4, Ь6, f2, h4.

№ 11. Белые: а7, f4; черные: Ь8, d2, f2.

№ 12. Белые: пр. Ь2, Ь4, g5; черные: Д. еЗ, h2.

Что надо определить? № 7 (С. Петухов) и № 8 (И. Кобцев) — могут ли белые выиграть; № 9 — тут ход черных, хорошо ли им играть 1... аЬ4;

БЮРО САМОПРОВЕРКИ

Задачи в «Костре» № 6 решаются

так.

Турнирные. Шахматы — А. 1. Са2

Kpg7 2. 4>g8+ Kpf6 (Kph6 3. Cf7) 3. Ф17+ Kpe5 — черный король пытается спастись бегством в угол al. Что будет? 4. Фе6+ Kpd4 5. ®d5+ КрсЗ 6. Фс4+ КрЬ2 7. ФЬЗ+ Kpal. Удрал? Нет! 8. СЫ! Б. Удивительно, но белые не проигрывают! 1. Kpg6 h5 2. Kp:g7! h4 3. Kp:f6 Kpb6 (если h3, то 4. Kpe7) 4. Кре5! h3 5.Kpd6 — ничья. Убедись сам, что и другие ходы черных ведут к тому же. Шашки — А. На Ь2—al? следует 1. fe5!

2. с5! 3. сЗ! 4. еЗХ. Б. Выигрыш —

1. g5! 2. с5! 3. с7! 4. е7Х. Оруженосцам. Чтобы возник пат,

белые играют 1. Лс4-И

Экзамен Пешкоедова. Знай сказал: при ходе белых везде ничья, а при ходе черных можно победить в третьей позиции. Разберем ее (белые: Кре5, п. е4; черные: Кре7). 1. Kpd5 Kpd7! 2. Кре5 Кре7! 3. Kpf5 Kpf7! 4. е5 Кре7 5. еб Кре8! 6. Kpf6 Kpf8 7. е7+ Кре8 — ничья. А при ходе черных? 1... Kpd7 2. Kpf6! Теперь король обеспечит своей пешке «зеленую дорогу»! 2... Кре8 (или Kpd8 3. Kpf7! и т. д.)

3. е5 и все ясно.

На полигоне. № 1. 1. Лg6! Cg8 +

2. Л^8+ Kph7 3. Лg6 № 2. 1. СЫ КрЬЗ 2. ФМ аЗ 3. Фс5. № 3. 1. Са4! Кр:а4 2. ФЬ8 КраЗ 3. ФЬ5.

ПРИКАЗ № 9

Я, главнокомандующий АРЧЕБЕ-КОМ, приказываю:

§ 1. Рыцарям и оруженосцам отослать рапорты до 15 ноября.

§ 2. Чистый конверт, который будет получен с моим ответом на рапорт № 9, сохранить до рапорта № 10.

Шахмат-адмирал Ферзьбери

59