Костёр 1977-05, страница 54

Костёр 1977-05, страница 54
СУАН И ЕЕ ДРУЗЬЯ

Рассказывает учительница ПТУ № 92 Л. БОГОПОЛЬСКАЯ

Каждый год, в начале сентября, я знакомлюсь со своими новыми учениками. Стараюсь запомнить их непривычные имена. А это совсем не просто. В нашем интернациональном ПТУ учатся юноши и девушки из двадцати государств мира. Все они приезжают в Советский Союз с мечтой поскорее получить профессии токарей, слесарей, фрезеровщиков, электромонтажников, судостроителей, которые очень нужны их странам.

Я учу юных посланцев разных стран русскому языку, потому что будущую специальность они будут изучать на русском языке.

Смотрю на вьетнамских девушек и не понимаю, как же они, такие маленькие, дотянутся до станков. А рабочие завода имени Ильича придумали: сделали специальные подставки для вьетнамских девчат. Теперь им легко работать.

Как-то, еще в дни первой производственной практики, пригласили меня на этот завод. Я сразу обратила внимание на Нгуен Тхи Суан. У всех длинные блестящие черные волосы заправлены под цветные ситцевые косынки, а у Суан — под черный берет, как у рабочего Бориса Чижа, у которого она учится. В новом рабочем комбинезоне Суан уверенно подходит к станку, останавливает его, снимает специальные пневматические тиски, «перегоняет стол»,

как говорят рабочие, потом, постукивая молотком, зажимает деталь и вновь запускает станок. Я любуюсь, как здорово все получается у худенькой, хрупкой девушки. Смуглые руки Суан в машинном масле, они теперь похожи на руки Бориса, который показывает девушке, как надо работать.

Суан замечает мой взгляд и смеется:

— Учительница, если рука белая, как рис, это плохо. Значит, человек не любит работать. Так всегда говорила моя бабушка. Это правда.

Она поднимает руку и машет мне замасленной темной ладошкой. Потом, смешно коверкая русские слова, поет: «Мы с тобой два берега у одной реки».

— Это я о Борисе пою, — объясняет она.— Потому что Борис мне как друг и брат.

— Веселая мне досталась ученица. Певунья,— улыбается Борис. — Все время поет. Вьетнамские песни и русские. И очень любознательная: во все хочет вникнуть сама. Даже в перерыв не идет обедать: рассматривает свой станок, чистит детали. Я приношу из столовой молоко, пирожки и заставляю ее есть, а то, объясняю, не будет у тебя сил'работать.

Суан говорит:

— Я Бориса никогда не забуду, потому что он мой русский учитель.

И она тщательно заправляет длинные воло-