Костёр 1977-08, страница 8— Может быть, у нее талант? — вставила слово ее соседка, удивительно похожая на девочку, сидевшую рядом с ней. — Талант! — вспылила желтоволосая. — Вы посмотрите на ее лицо! Последних слов Инга не слышала. Они с папой уже поднимались по лестнице. Режиссер Павел Карелин был худой, длинный и бородатый. Борода мешала ему улыбаться, заслоняла улыбку. Но Инга по глазам чувствовала, когда он улыбается. Зачем только он отрастил бороду? Чтобы казаться старым? Или чтобы никто не замечал, когда он улыбается? — Здравствуй, Инга, — сказал режиссер. Откуда он узнал, что ее зовут Инга? — Здравствуйте, — прошептала девочка машинально согнула в коленях ноги и снова распрямилась. — Это мой папа. Режиссер протянул папе руку и назвал свое имя — Карелин. — Вы садитесь в кресло. Курите. А мы с Ингой поговорим. — Да, да, — согласился папа. — Спасибо. Может быть, я покурю в коридоре? Но, повинуясь режиссеру, опустился в кресло, достал сигарету. Спичек, правда, у него не оказалось. Но тут перед ним возникла Вика. Она щелкнула зажатой в кулаке зажигалкой и поднесла огонь к кончику сигареты. — Не стоит беспокоиться, — сказал папа, однако охотно воспользовался огнем. А Вика уже снова исчезла. — Ты любишь землянику? — спросил режиссер Ингу. От этого вопроса сразу запахло сладкой земляникой. Так после леса пахли мамины руки. А подушечки пальцев были розовыми от ягодного сока. — Люблю, — ответила Инга и покосилась на дверь. — А я больше люблю чернику, — признался режиссер. И девочке показалось, что борода у него не настоящая, а приклеенная. И если сорвать эту бороду, то он окажется молодым-молодым, совсем мальчишкой. — Я больше люблю чернику, хотя от нее зубы и язык становятся черными. Помнишь? Инга кивнула головой. — А я люблю малину,^ сказала Инга,— и мама тоже... — И мама тоже? — переспросил режиссер.— Ты никогда не снималась в кино? — Нет, — призналась Инга и испугалась своего ответа. Может быть, режиссер сейчас скажет: «Тогда отправляйся домой», но режиссер довольно улыбнулся — она представила себе его улыбку под бородой — и сказал: — Очень хорошо. Девочка должна быть девочкой, а не артисткой. Я тоже попал в кино случайно. -— — Случайно? — удивилась Инга. — Вас Вика нашла... на улице? Режиссер засмеялся. — Я сам себя нашел. Работал на заводе. Играл в народном театре... Ты тоже сама себя найдешь. — Я нашла, — сказала Инга, — я буду, как мама, врачом. — Будешь лечить детей? — Нет, я буду ездить на «скорой помощи»... Я надену мамин белый халат. Он будет впору... когда я вырасту. — Кино не помешает тебе, Инга, — сказал Карелин. — Не помешает, — согласилась девочка и вопросительно посмотрела на режиссера. — А что надо делать? — Быть самой собой. — Как это — быть самой собой? — удивилась девочка. — Я не умею... — Ты сможешь, Инга, — режиссер положил на плечо девочки руку. Рука у него была тонкая, длиннопалая, как у музыканта. Инга почувствовала на плече тепло. — Понимаешь, наш фильм о женщине-ученом, которая все лето проводит в экспедициях. — А я? — Ты — ее дочка. Ждешь ее каждое лето. Все хочешь поехать с ней к морю. И ничего не получается. Инга внимательно слушала режиссера. И вдруг, сама не зная почему, сказала: — Я отстаю по русскому письменному. Сказала и подумала, что режиссер скажет «плохо», но он сказал: — Догонишь. Мы будем друзьями, будем помогать друг другу... Надень-ка этот паричок. И режиссер протянул девочке парик, похожий на рыжего мохнатого зверька. Инга взяла паричок и стала натягивать его на голову, как шапку. Паричок был тесным, и чужие волосы налезали на глаза, но девочка терпела. — Хорошо, — сказал режиссер, — а сейчас мы с тобой сыграем этюд. Представь, что тебе дали зеленое яблоко, кислое-прекислое. Ты его ешь. Морщишься, но ешь. На, держи яблоко. И режиссер сделал жест, будто протягивает яблоко. Инга «взяла яблоко» и долго рассматривала, словно раздумывала — есть или не есть. Потом вздохнула, поднесла ко рту и «откусила». И сразу на ее лице появилась гримаса. Инга морщилась и ела, ела и морщилась. Вика прыснула, а папа засмеялся вслух. — Что вы смеетесь? — нарочито строго спросил режиссер. — Думаете, легко есть зеленые яблоки? Папа почесал затылок и, боясь своим ответом попасть впросак, сказал: — Вообще-то трудно... по своему опыту знаю. — Я съела яблоко, — сказала Инга минут через пять. — Теперь можно уходить? — Что ты такая невеселая? — улыбнулся режиссер. — Ведь кислого яблока больше нет. в
|