Костёр 1980-05, страница 15

Костёр 1980-05, страница 15

ему рассказать в редакции газеты «Ленинские искры» о совершенном преступлении и о том, что все пионерские отряды округи, склонив в трауре красные знамена, поклялись быть верными делу Ленина.

В номере газеты, выпущенном 31 мая 1925 года, была заметка «Убийство Коли Сарина». Редакция требовала навести порядок в Антроп-шине, провести показательный пролетарский суд над убийцами и над подстрекателями расправы с пионером. Такой суд состоялся. Витя Ковалев давал показания следователю.

А вскоре Витю выбрали деткором пионерского отряда имени Коли Сарина. На дом, где он жил, бандиты совершили нападение, разбили стекла, подожгли сарай, застрелили Витину собаку.

До школьного крыльца в то утро его проводил отец, колхозный фельдшер.

— Ты, папка, не беспокойся за меня. Я не сдамся!—сказал Витя отцу, догадываясь о его тревоге.

У нас в семье теперь все большевики, ответил отец.

Вместе с Виктором Алексеевичем листаем его деткоровский блокнот. Витя Ковалев со всей страстью писал о борьбе пионеров с хулиганством, руганью и картежной игрой среди неорганизованных ребят.

Одну любопытную историю тех лет вспомнил Виктор Алексеевич. Пионерский отряд имени Коли Сарина решил выпускать стенную газету «Правда», но не нашлось больших листов бумаги, не было красок.

Витя Ковалев предложил пойти к красноар-мейцам-кавалеристам в соседнюю воинскую часть. Командир поставил свое условие:

— Бумагу ты получишь. Сколько унесешь, столько и дадим. А вместе с пионерами возьми-ка шефство над красноармейцами. Есть у нас совсем неграмотные, надо их выучить читать и писать.

Просьбу красного командира пионеры выполняли всю зиму. А потом нашлись ребятам и другие дела. Организовали ясли для детей колхозников, умело справлялись с обязанностями няньки, прачки, повара. В клубе открыли читальню «газетную артель», где можно было полистать подшивки «Комсомольской правды», «Смены», «Ленинских искр», послушать лекцию о международном положении, посмотреть «живые картины».

— А что было дальше? — расспрашиваю Виктора Алексеевича. Он отвечает: «Обычная биография. Как у всего поколения».

Н. ДЬЯЧЕНКО Рисунок О. Яхнина